У книжной полки. 11 февраля

11 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Составитель инокиня Павла (Мишина). Митрополит Филофей, пастырь благостный.

 

Имя киевского митрополита Филофея (Успенского) мало что скажет современ­ному читателю. Из сравнительно недав­них изданий, где встречается упоминание о владыке, — книга Евгении Четверухиной «Удалился от мира...». В ней приводятся воспоминания о Филофее в бытность его тверским архиепископом. Он был люби­мым учеником и сподвижником московского ми­трополита Филарета (Дроздова). Современники называли Филофея столпом Православия, ду­ховной красой Церкви — и очень часто, особен­но в конце жизни, — великим святителем, что, строго говоря, в нарушение канона, поскольку так именуют архиереев, прославленных в лике святых. И сегодня, в день памяти владыки, мы предлагаем вашему вниманию, книгу, посвященную его памяти. Книга вышла в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергеевой Лавры и называется «Митрополит Филофей, пастырь благостный». ***

Эта книга впервые рассказывает о замечательном по­движнике благочестия — митрополите Киевском и Галицком Филофее (Успенском), люби­мом ученике и сподвижнике московского святителя Филарета. Говоря о именовании Владыки благостным, автор- составитель инокиня Павла (Мишина) приводит слова корреспондента «Церковно-общественного ве­стника», который в своей публикации сокрушался, что к концу XIX века эпитет «благостный» в устах за­взятых панегиристов был изрядно затерт и опош­лен. «Но если одним словом охарактеризовать киевского митрополита, — заметил журна­лист, — то именно такое определение — „благост­ный" — в данном случае было бы весьма уместно и непогрешительно».

Изучая материалы, свя­занные с биографией, подвижническими трудами и служением этого архипастыря, по словам монахини Павлы, ловишь себя на мысли, что именно с ним, с его духовно-нравственным обликом сродно древнецерковное понятие «благостыня», означающее прояв­ление любви и милости к ближним. В качестве подтверждения подобного определения напра­шивается как доказательство от противного пушкинская характеристика отрицательного персонажа — «не ведает святыни, не помнит благостыни, не любит ничего». Совершеннейший аскет по жизни, митро­полит Филофей не требовал от других таких же подвигов, считая это делом добровольным. Всег­да сосредоточенный в себе, он был доступен всем желавшим видеть его; никогда и никого не заставлял себя ждать; никто не замечал в нем ни раздражения, ни гнева, но всегда — спокойный взор и готовность послужить другим.

Как рассказывает автор, «митрополит Филофей (в крещении Тимо­фей) родился 15 января 1808 года в семье Григория Петровича и Домники Яковлевны Успенских в селе Закобякино Любимского уезда Ярославской губернии. Отец семей­ства служил причетником в местной церк­ви Успения Пресвятой Богородицы, а Ти­мофей был его младшим, третьим, сыном. По воспоминаниям односельчан, Успенские жи­ли очень бедно, но люди были добрые и приветли­вые. Земляки их любили, весь приход помогал им в нужде, пока Тимофей не встал на ноги, не об­рел самостоятельность и уже сам смог содержать своих близких. Начальное образование Тимофей получил в Ярославской семинарии. Затем учился в Мо­сковской Духовной академии, которую закончил в 1832 году первым магистром и как лучший вос­питанник был оставлен при академии в звании бакалавра на кафедре церковной словесности.

В том же году 13 ноября, в Свято-Тро­ицкой Сергиевой Лавре он принял монашеский постриг с именем Филофей, в честь преподобно­го Филофея, пресвитера и чудотворца, отличавшегося особой щедростью, милосердием и молитвой со­вершавшего чудеса. Почти сразу же после пострига, 19 ноября, Филофея рукоположили в иеродиакона, а на следующий день — в иеромонаха. Еще какое-то время он оставался в родной академии, а через несколько лет был назначен инспектором Московской Духов­ной академии. В 1838 году иеромонаха Филофея перевели в Санкт-Петербургскую Духовную академию на ту же, инспекторскую, должность. Здесь он чи­тал курс нравственного и пастырского богосло­вия. Через три года, после возведения в сан архимандрита, он не долгое время являлся ректором Харьковской Духовной семинарии и настояте­лем Куряжинского Преображенского монастыря.

В конце жизни владыка Филофей вспоминал: «Нравилась мне эта небольшая смиренная обитель, с ее обильными, вкусными водными ключами. Бывало, уедешь в нее из Харькова ле­том, как в рай Божий, отдохнешь душою в молит­ве, освежишь тело купанием...» Но потом в его послужном списке была Вифанская Духовная семинария, а с 1847 года — Московская. Епископское служение преосвященно­го Филофея началось тоже в Москве. Сначала он был епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, потом его назначили на Костром­скую кафедру, затем - на Тверскую, где через четыре года он был возведен в сан архи­епископа. За ревностное служение Церкви и Отечеству митрополит Филофей был удостоен многих высо­чайших наград. На всех поприщах архипастырь проявлял способ­ность сочетать начальственные качества, про­никнутые духом любви, с твердостью характера и строгим соблюдением закона. Святитель Фило­фей был известен своей благотворительностью, не оставлял без попечения Духовные школы.

Он выделял свои личные средства на нужды гос­питалям, солдатам, раненным на фронтах рус­ско-турецкой войны. Его преданность Право­славной Церкви, неустанная забота о духовном окормлении паствы не остались без внимания со стороны монарших особ, что неоднократно вы­ражалось в Высочайших рескриптах на имя доб­лестного архиерея. Императрица Мария Алек­сандровна лично благодарила его за помощь воюющей армии. Указом императора Александра II владыка Филофей 15 мая 1876 года был возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого, священноархимандрита Киево-Печерской Лавры. Как отмечает монахиня Павла, «Владыка Филофей как архипастырь никого не обидел, никому не навредил. Он жил уединенно, на­сколько это было возможно в его положении, со­средоточившись на молитве, внутреннем самоиспытании и духовном совершенствовании, по слову апостола Павла, в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по бла­годати Божией.

Человек большого ума, блестяще образован­ный, владыка, по своему величайшему смире­нию, богословские труды не публиковал. Свои проповеди, а слушать их собирались толпы ве­рующих (бывало, что от тесноты трескались стекла в киотах), в печать не отдавал. Во всех ситуациях, что бы ни происходило, он был пре­дельно сдержан. Знавшие его люди отзывались о нем как о «муже мудром». Костромской архи­епископ Платон (Фивейский), сотрудничавший с митрополитом Филофеем в Святейшем Сино­де, говорил, что тот «безмолвие водит, что уста его редко раскрываются и льются из них только слова мира, любви, утешения и благословений». Пламенной многоречивости в общении с под­чиненными он предпочитал молчание, которое, как сказано у преподобного Исаака Сирина, пе­ревешивает на весах «все дела житейские».

Великим потрясением для владыки Филофея стало убийство царя-освободителя террориста­ми 1 марта 1881 года. От этого страшного удара, от переживаний за дальнейшую судьбу России, ее народа святитель так до конца своих дней и не оправился. Он тихо отошел ко Господу 29 января 1882 года. Митрополита Филофея похоронили в Киево-Печерской Лавре в присутствии высших церков­ных, гражданских, военных чинов, при огром­ном стечении верующих, с любовью пришед­ших на последний поклон к своему благостному пастырю. Уже в наши дни, спустя сто тридцать пять лет после описываемых событий, лаврские мона­хи стали подправлять пол в месте захоронения митрополита Филофея. От неловкого движе­ния крышка гроба слегка отошла, и можно было увидеть, что мощи старца до сих пор пребывают нетленными — в подтверждение его безупреч­ной, благочестивой жизни. Обо всем этом более подробно говорится на страницах книги «Митрополит Филофей, пастырь благостный».

 

*** Митрополит Филофей (Успенский) был профессором, ректором Ду­ховных школ, управляющим монастырями, постоянным членом Святейшего Синода и синодаль­ных комиссий в сане митрополита. Какую бы должность ни занимал архипастырь, он служил Матери Церкви беззаветно, самоотверженно, без скидок на возраст и здоровье. Обо всем этом, по словам составителя книги, мы теперь знаем благодаря на­шей современнице - монахине Евфимии (Разумовой), собравшей материал к биографии ми­трополита Филофея, который приходится ей двоюродным прапрадедом. Найденные публика­ции, документальные свидетельства, письма, воспоминания, составившие основу жизнеопи­сания замечательного подвижника благочестия, помогают ощутить особенности той эпохи, в ко­торую жил владыка Филофей. Казалось бы, эпо­хи давно прошедшей, но все же по многим при­знакам очень близкой нам.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать