Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Пострадавшие в годы гонений. Портреты и судьбы.
«Человек, всецело предающий себя в волю Божию, не будет смущаться предстоящим ему тернистым путем: с полной готовностью и твердым упованием на помощь Божию он встретит все встречающиеся с ним невзгоды. Краем его помышлений и чувствований будет служить святая воля Божия, неуклонно его ведущая ко спасению; все искушения, встречающиеся на этом тернистом пути, только еще более закалят его уверенность в помощи Божией и чаще заставят прибегать к ее покрову». Эти слова архиепископа Стефана (Знамировского), временно управлявшего Свердловской епархией в 1926-27 годах, вынесены на оборотную сторону обложки одной из книг трехтомного издания, которое сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Трехтомник под названием «Пострадавшие в годы гонений. Портреты и судьбы» - вышел в свет при содействии двух Издательств - Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря и Общества памяти игумений Таисии. ***
Издание этого сборника приурочено к юбилею - 130-летию Екатеринбургской епархии (ныне митрополии). В нем опубликованы жизнеописания архиереев, священнослужителей, монашествующих и мирян, пострадавших на Урале в годы гонений. Хотя по разным причинам они пока не прославлены в лике святых, однако их жизнь и подвиг вполне достойны того, чтобы мы о них помнили и им подражали. Архипастыри, иереи, диаконы, монахи, - те, кого большевики называли «исторической гнилью», в действительности оказались евангельской солью, сохранившей Урал от духовного разложения. Предваряет издание слово митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, который отмечает: «В великом сонме прославленных на Руси Божиих угодников издавна было много святителей, преподобных, праведников, благоверных князей и княгинь, но мало мучеников. Ныне восполнен их светлый лик: несметное число новых страдальцев ради Христа присоединилось к мученикам и страстотерпцам прошлых столетий.
Говоря словами святителя Иоанна Шанхайского, земля освятилась их кровью, воздух освятился от восхождения их душ, небо над Русью освятилось ликом пострадавших за святую веру и Церковь; воссияли они как светлая заря над Отечеством, омытым их кровью. Не является исключением и наша Уральская земля: множество наших соотечественников принесли себя в жертву живую Господу. Что особенно поражает нас в подвиге тех, кто страдал ради Христа?» По словам Владыки, «их вера и упование на Бога Живого. Испытывая сильнейший натиск зла и неправды, они не сломились, не отчаялись, но сохранили в своих сердцах несомненную веру в то, что Господь зрит на них и не оставляет их. И благодаря этому они остались победителями. Личное столкновение христианина с богоборцами оканчивалось подчас для него смертью и вместе с тем — его духовной победой, торжеством православия, жизни во Христе».
В предисловии книги доктор церковной истории, священник Александр Мазырин пишет: «Советский период, особенно его первые два десятилетия, вошел в тысячелетнюю историю Русской Православной Церкви как время самых жестоких гонений. Казалось бы, оценить его можно как время страшной катастрофы, почти полного уничтожения всего, что было накоплено ею за долгие века созидания в предшествующие эпохи. В плане материальном действительно так и было. Однако материальное преуспевание и земное благополучие ее членов не является целью бытия Церкви. Вспомним слова апостола Павла: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4, 11-17).
Из этих слов апостола можно понять, что главное призвание служителей Церкви и вообще смысл ее существования как единого богочеловеческого организма — это совершение святых, созидание Тела Христова, то есть содействие вечному спасению людей. Страдания за Христа не препятствуют, а в наибольшей мере способствуют достижению вечного спасения. Гонения на Церковь не катастрофа для нее, а проявление милости Божией. Одним из первых это смог осознать и выразить святой Патриарх Тихон. 21 июля 1919 года, в самый разгар Гражданской войны в России, когда большевики залили страну кровью «Красного террора», когда Русская Церковь подвергалась небывалым в своей истории насилиям и глумлениям, Святейший Тихон обратился с посланием к чадам Православной Российской Церкви, которое начиналось с удивительных слов: «Господь не перестает являть милости Свои Православной Русской Церкви. Он дал ей испытать себя и проверить свою преданность Христу и Его заветам не во дни только внешнего ее благополучия, а и во дни гонений. День от дня прилагаются ей новые испытания. День от дня все ярче сияет ее венец».
Можно сказать, что в духовном плане годы страшных ленинско-сталинских гонений стали для Русской Церкви временем наивысшего расцвета. Предшествовавшее тысячелетие оказалось для нее периодом приготовления к главному плодоношению. Такого количества святых, как в годы большевистского террора, Русская Церковь не имела никогда. Число беспорочно пострадавших за Христа в России в XX веке многократно превзошло число подвижников эпохи Святой Руси. С 1980-х годов сначала за рубежом, а затем и в отечестве начался процесс канонизации новомучеников и исповедников Церкви Русской, который впечатляющим образом изменил вид месяцеслова Русской Православной Церкви. В октябре 1989 года в России состоялось первое прославление святого новейшего времени — главы сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской Святейшего Патриарха Тихона.
2000-летие Рождества Христова Русская Православная Церковь благодаря подвигу своих новомучеников и исповедников смогла отметить так, как ни одна другая Поместная Церковь. Юбилейный Архиерейский Собор определил: «Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских XX века, известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу». Поименно Собором 2000 года было прославлено 1097 человек. Всего, по данным официального сайта Московской Патриархии, «за период председательства [в Синодальной комиссии по канонизации] митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия к лику святых Русской Православной Церкви были причислены 1866 подвижников благочестия, в том числе 1776 новомучеников и исповедников Российских». В результате в настоящее время примерно девять десятых русских святых составляют новомученики и исповедники.
Комиссия по канонизации святых Екатеринбургской митрополии была образована в 1995 году. За время ее работы было прославлено в лике святых 52 угодника Божия, подвизавшихся на Уральской земле, из которых пятьдесят — новомученики и исповедники, а двое — преподобные. В 2008 году все собранные к тому времени материалы о святых, а также почитаемых подвижниках благочестия, были опубликованы членами комиссии в книге «Жития святых Екатеринбургской епархии». В 2010 году членами комиссии были подготовлены материалы для прославления Собора Екатеринбургских святых, в который ныне входит шестьдесят три подвижника благочестия. Кроме подготовки материалов для канонизации, члены комиссии занимаются сбором сведений об архиереях, совершавших служение в Екатеринбургской митрополии, а также о почитаемых старцах Уральской земли XIX-XX столетий. На основе собранных материалов в 2011 году была издана книга «Старчество на Урале».
Эта книга является еще одним добрым плодом деятельности Комиссии. Ее цель заключается как в изучении истории Екатеринбургской митрополии и вообще православия на Урале, так и в сохранении памяти о священно- и церковнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших за веру в годы гонений. Предлагаемая читателям книга позволяет увидеть, как преломлялись события, пережитые в XX веке Русской Церковью, в судьбах конкретных людей — архиереев, городских и сельских священников, диаконов, монахов и монахинь, так или иначе связанных с Екатеринбургской митрополией. В совокупности представленные жизнеописания рисуют впечатляющую картину русской церковной жизни, охватывающую примерно столетний период (со второй половины XIX века вплоть до 1970-х годов) и географически заметно выходящую за рамки Урала.
Те, о ком повествуется в этой книге, — люди самые разные: от имевшего всероссийскую известность архиепископа Свердловского Корнилия (Соболева), который должен был в конце 1926 года временно возглавить управление всей Русской Православной Церковью, но не смог этого сделать из-за противодействия богоборческой власти, до рядовых послушниц; люди ученые, как, например, архиепископ Стефан (Знамировский), и совсем простые. Объединяет их то, что все они в условиях жесточайших гонений смогли сохранить православную веру, а главное — жили в соответствии с ней даже тогда, когда могло показаться, что это уже невозможно. Освященная кровью святых Царственных страстотерпцев Уральская земля одной из первых в России и едва ли не в наибольшей степени приняла на себя удар воинствующего безбожия. Но такой ожесточенный натиск на Церковь порождал и множественный подвиг православных людей, готовых пострадать за Христа.
*** Бесчисленны соборы святых, которые прославлены Церковью, — о них мы знаем, о них читаем в синаксарях, им молимся, им стараемся подражать. Но столь же многочислен на небе сонм святых, которые нам неизвестны, но чьи имена, несомненно, записаны в Книге Жизни золотыми буквами. Эта книга — о подвижниках Уральского края, пострадавших в годы гонений на Церковь. Они не прославлены в лике святых, однако их судьбы, их исповеднический, а зачастую и мученический подвиг достоин внимания и благоговейной памяти. Надеемся, - говорят издатели, - что книга будет интересна не только для историков, краеведов, но и для всех, кому дорога православная вера, кому небезразлична судьба нашей многострадальной страны.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Евангелие 24 апреля. Воскреснет брат твой
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!