У книжной полки. 11 декабря

11 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Твердость духа. Священномученик Серафим (Чичагов).

 

В одной из своих проповедей митрополит Серафим (Чичагов) отмечал: «Не тот должен считаться сильным в мире, кто властвует им, но тот, который доказывает свою силу и власть тем, что отрекается от мира и его дел. Не те обнаруживают мужество и твердость духа, которые подчиняют себе великих и властных, повелевая ими, но охотно подчиняющиеся другим из послушания ради Христа». Твердостью духа отличался и сам владыка Серафим, до конца своих дней мужественно противостоя новым гонителям Церкви. Человек незаурядных дарований, он оставил блистательную военную карьеру и избрал главным делом своей жизни служение Русской Православной Церкви. А став священнослужителем, с усердием и смирением нес всякое послушание, которое выпадало на его долю. И сегодня, в день памяти святого, мы предлагаем вашему вниманию книгу, составленную по его трудам. Книга вышла в свет в издательстве Летопись в серии «От сердца к сердцу». Она называется – «Твердость духа. Священномученик Серафим (Чичагов)». ***

В книге «Твердость духа» в алфавитном порядке представлены избранные фрагменты трудов сщмч. Серафима (Чичагова), посвященные различным вопросам христианской жизни. Святитель говорит о Боге и Его дарах, о вечном и временном, о вере в жизни христианина, о ее исповедании или заблуждениях, которые не редко возникают, когда человек не изучает основы православного вероучения. Митрополит Серафим говорит о духовной жизни, которой сопутствует постоянная борьба со своими страстями, и о духовной победе в этой борьбе, которую человек получает, по словам Владыки, «через терпение скорбей и испытаний, но с одним условием, чтобы всё это нести с благодарением, а не с ропотом».

Владыка Серафим неустанно трудился на благо Православной Церкви и русского народа. В своей епархии при храмах он открывал школы, библиотеки, больницы. Являясь духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского, владыка особенно заботился о благоговейном совершении богослужения. О том, зачем это нужно, он в частности говорил следующее: «Нужна ли Господу наша служба? Она нужна настолько, насколько она доказывает нашу любовь к Нему… Молясь, мы служим Богу, но эта молитва прежде всего необходима нам самим, так, как только с помощью искренней молитвы человечество получает все необходимое. Удерживаясь от празднословия и осуждения, мы служим Богу, ибо исполняем заповедь Его, но главным образом спасаем себя от осуждения в день Страшного Суда. Обучаясь Священному Писанию и всякой науке, мы служим Богу, так как познаем Закон Божий, заповеди Самого Создателя, учимся по творениям познавать Творца, но одновременно сами совершенствуемся».

О вот о храмах рукотворных и не рукотворных святитель Серафим говорил так: «Господь живет не в рукотворных храмах, и если он благоволил устроить место селения славы Своей посреди нас, то, конечно, не для Себя, а для нас. Чтобы мы знали, где находить Его, беспредельного и неописанного, где призывать Его, невидимого и неисследимого, куда стремиться к Нему для принятия от Него света и истины, духа и жизни, благодати и милости. Если Он благоволил полагать сокро­вище благодати во святом храме Своем, то, без сомнения, для того, чтобы наши души и сердца освящались в жилище Божие. Этот внешний вещественный храм есть только средство к созданию, украшению и освящению в нас духовного храма».

Владыка Серафим имел доброе, истинно христианское сердце, мгновенно откликался на нужды людей. У него было много духовных детей. Сознавая высоту архипастырского служения, он отмечал: «Большинство светских людей видят в архиерейском сане удовлетворение человеческого тщеславия. Какое не­ведение подвига епископского служения.., которое святыми отцами имену­ется добровольным мученичеством! Не епископам ли прежде всех сказал Иисус Христос в лице Своих апостолов: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16,33), как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 16,19). Слово Божие громко вещает, что епископам вверены люди Господни они имеют пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20,28), что они несут тяже­лую ответственность за каждую вверенную им душу и обязаны говорить, увещевать и обличать со всякою властию.

Но, как заключал архипастырь, «современный дух, враждебный Церкви и государству, религии и нрав­ственности, настолько силен, что епи­скопы обречены на неустанную, многостороннюю борьбу, глубокую душевную скорбь, вовлечены в невежествен­ные состязания, от которых св. апостол повелевает уклоняться, зная, что они рождают ссоры (2 Тим. 2,23), обременены бесчисленными судебными и всякого рода делами, жалобами, просьбами и требованиями, в большинстве своем неразрешимыми, ведущими лишь к довольству просителей, поврежденных в вере и послушании Церкви, к недоразумениям с интеллигентными слоями общества и к бесконечному мучени­честву».

Владыка Серафим отличался разносторонни­ми талантами и все свои таланты пре­творял в жизнь во славу Божию. Он очень любил церковное пение, сочи­нял церковную музыку, играл на фис­гармонии. Владыка хорошо рисовал, занимался иконописью. В московской церкви во имя пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке, можно видеть замечательный образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, напи­санные им. В годы Первой мировой войны Владыка Серафим горячо молился о победе Русской армии, стремился всеми силами поддерживать дух народа, произносил пламенные проповеди, участвовал в различных мероприятиях оказанию помощи раненым воинам и беженцам.

В одной из проповедей святитель обращался к защитникам Родины с такими словами: «Дорогие братья — воины! Вы стоите теперь на рубеже минувшего и настоя­щего. Только смотря на вас, веселится душа русская! Святая Церковь торжествует и благословляет вас как близких сердцу воинов Христовых. Но время лукаво... Кругом измена, предательство, совращение, основанное на неверии в Бога, на вражде к христи­анству, на ненависти к Православию! Хотят и у вас отнять силу, правду, бла­гочестие и добиться вашего нравствен­ного поражения! Сохраните же славу нашу и в буду­щем, взирайте чаще со святым трепетом на ваши знамена, отличия, на ваши свя­тыни и помните, что от вас требуется не только знание воинского искусства, но и правдивое мышление и честные чув­ства, которые приобретаются только верою в Сына Божия и изучением Его Святого Евангелия».

О русском народе Владыка Серафим говорил: «История России полна народными скорбями. Кто только из соседних на­родов не пытался завоевать ее области и принудить переменить православную веру, которую русский народ воспринял непоколебимо вместе с Божией Матерью и рожденным Ее Сыном, как дыхание жизни, в твердом сознании, что Право­славие есть единая, истинная, вселенская вера и Церковь ее — единая Христова. Все эти попытки встречали не толь­ко дружный, но прямо чудесный отпор со стороны русского народа, сберегаемого и прославляемого Богоматерью и Ее бесчисленными чудотворными иконами, являвшимися по всем городам, весям и обителям обширной России, за сохранение ею истинной веры». И несмотря на отступление многих наших людей от веры православной, святой архипастырь утешал верных словами: «Русский народ еще силен заступ­ничеством за него Преблагословенной Матери Божией. Воистину Она была и всегда есть Матерь наша, всех верных Господу, всех скорбящих, обиженных и гонимых».

Архиепископ Серафим не скрывал своего отрицательного отношения к Февральской революции 1905, вопреки решению Синода не поддержал Временное правительство и оставался убежденным монархистом. В октябре 1917 года в России про­изошла социалистическая революция. Деятельность владыки Серафима, исповедника православия, патриота и монархиста, и раньше вызывала нена­висть большевиков. А с приходом их к власти жизнь архиепископа Серафима оказалась в опасности. В мае 1921 года Владыке было предъявлено обвинение в контррево­люционной деятельности. В результате 24 июня 1921 года святителю Серафиму был вынесен официальный приговор тройки ВЧК: «Заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на два года». Так начинался крестный путь святителя Серафима, который завершил 11 декабря 1937 года на Бутовском расстрельном полигоне НКВД под Москвой.

 

*** Во время своей архиерейской хиротонии владыка Серафим в частности говорил: «Жизнь людей, взятых из мира и поставленных на духовный путь, особенно многотрудная и многоскорбная. Подобное произошло и со мной. Иные опоясывали меня и вели туда, куда не ожи­дал и не мечтал идти, и эти люди были, ко­нечно, высокой духовной жизни. Когда по их святым молитвам во мне открылось созна­ние, что Сам Господь требует от меня такой перемены в пути, ради Его Божественных целей... я исполнил святое послушание». Вся жизнь митрополита Серафима (Чичагова) была направлена на исполнение послушаний, связанных с его восхождением по ступеням иерархической лестницы, служением Богу и людям. И он, имея то «мужество и твердость духа», о которых говорил сам, «охотно подчинялся другим из послушания ради Христа». Он трудился во многих местах, и везде его деятельность оставляла свой след. Об этом свидетельствуют его проповеди, а также и само его житие, которым дополнено это издание. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать