Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Татьяна Сергеева Смирнова. Записки письмоводителя старца.
«Промысл Божий начинается в нашей жизни с самого дня рождения, и ни одного дня невозможно выкинуть из прожитого, все они идут в копилку нашего жизненного и духовного опыта. Но если мы своей самостью и вероломством вторгаемся в волю Божию о нас, то это наш выбор и наша ответственность за него. Промыслом Божиим даже и трагическое не исключается в школе жизни. «Я хочу поведать, как под руководством старца благодаря его духовному опыту, святым молитвам и трудам человек меняется» — такими словами начинал свои воспоминания об отце Иоанне (Крестьянкине) один ученый муж, которого в молодые годы вопросы о смысле жизни привели к келье старца. Также по Промыслу Божию приехала однажды к отцу Иоанну и Татьяна Сергеева Смирнова, ставшая впоследствии его келейницей. Об этом и многом другом рассказывает книга, выпущенная в свет Изд-ве Сретенского монастыря. Она называется – «Записки письмоводителя старца. О Промысле Божием, милующем нас, не понимающих Его любви». ***
Автор книги Татьяна Сергеева Смирнова - человек, близко знавший старца и духовника Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Многие годы она была его помощницей, келейницей и письмоводителем. Приведенная в далеком 1969 году Промыслом Божиим в монастырь и встретившая там отца Иоанна, она стала одним из его верных духовных чад. Неотступно пребывая по послушанию рядом со старцем с 1981 года и до самой его кончины в 2006-м, она была свидетельницей сокровенной духовной жизни своего наставника. Воспоминания Смирновой открывают читателю ранее неизвестные страницы жизни отца Иоанна, а также показывают, как Промысл Божий невидимо, неотступно и благодатно присутствует в нашей жизни.
Долго я сомневалась, - пишет автор, - в том, стоит ли обнародовать мои воспоминания о прожитом. Хотя они то и дело оживают в сознании. И сама я часто возвращаюсь в прошлое, оно освещает и даже руководит моей теперешней жизнью. Но как же тягостно сознавать, что в то время, когда всесильная милостивая рука Божия творит нашу жизнь, мы не обращаем осмысленного внимания на это творчество, своеволием усиленно сопротивляясь ему. Воспоминания же зримо подтверждают для меня нерушимость высказывания отца Иоанна, что только Промысл Божий властен во всем мире и в жизни каждого человека. Оглядываясь назад, теперь я не сомневаюсь, что этот Божий руководитель был в моей жизни и до того, как я начала это понимать».
Но, как отмечает Татьяна Сергеевна, - Господь с младенцами бережно осторожен и деликатен во весь период, пока они еще только играют в жизнь. Кстати, «играть в жизнь» - это выражение отца Иоанна, которое я, - говорит автор, - часто слышала от него. Я заигралась надолго. Главным руководителем моим было мое «я». «Я хочу», «мне интересно», «мне нравится». Никакого насилия над собой мое «я» категорически не признавало. Да что насилие, оно даже свое же здравое суждение частенько отвергало. Все подчинялось этому тирану, всемогущему и безрассудному «я». Необузданность молодости и веселье несли меня по жизни, начиная с окончания школы: художественное училище, странствия по России с рюкзаком и этюдником, очарование Кавказом. Волнение мамы в счет не шло.
В 1969 году, - продолжает свой рассказ Татьяна Сергеевна, - к моменту окончания Строгановки и перед вступлением в самостоятельную жизнь, неопределенность будущего начала нарушать мое душевное равновесие. А главное, расставание с Церковью, которая вошла в жизнь и согревала мою душу в Москве. Ощутимый переворот мировоззрения произошел в 1965 году, когда я первый раз прочитала Святое Евангелие. Летом я поехала на могилку моего дедушки протодиакона Евлампия, который за несколько лет до описываемых событий служил в Никольской церкви города Касимова. Не забыть той особенной ночи, когда я на веранде маленького домика старой монахини со свечой начала чтение. Свеча скоро не потребовалась — страшная, за всю жизнь мою единожды только и виденная гроза накрыла Касимов. Небо раскалывалось от грозного грохота разбушевавшейся стихии. Молнии, одна за другой, не успев погаснуть, вспыхивали без перерывов, поглощая ночную тьму.
Так, «под апокалиптический аккомпанемент» высвечивалась для Смирновой благая весть о любви Божией к человечеству. Само небо освещало вечные слова Вечной Книги. За ночь она прочитала все четыре Евангелия, и они буквально перевернули ее сознание. Прошлое вдруг сразу измельчало и как бы соскользнуло в небытие, освещенное светом неведомой доселе великой вечной Божественной Истины. А через несколько месяцев после ее отъезда в Никольскую церковь Касимова был назначен новый настоятель — протоиерей отец Иоанн Крестьянкин. Прослужил он в ней только год, после чего начал свой монашеский сорокалетний путь в Псково-Печерском монастыре. Таков был Промысл Божий. И именно тогда, Господь, услышав мысленный плач Татьяны Сергеевны о своей погибающей душе, ответил ей, вручив пастырю — водителю по жизни.
Теперь, - пишет автор, - могу говорить только о том, что я слышала и видела своими глазами, что записала для памяти за время моего служения в качестве келейницы. Не берусь ни домысливать, ни оценивать виденное и слышанное. О духовном может судить только духовный, а потому понимание и суждение о батюшке оставляю на духовную меру читающих. Двадцать пять лет видеть человека, который выпестованной в себе любовью стал совокупностью совершенств, быть рядом и, хоть многого не понимая, видеть и слышать его отношение к жизни, видеть его в разговорах с одним человеком, слышать его беседы одновременно с группой посетителей, видеть встречи с сильными и малыми мира сего. Видеть одухотворенным молитвой, видеть готовящимся к праздникам, видеть в быту и в моменты работы над проповедями. Видеть на природе, которая для него была божественной книгой, продолжением Святого Евангелия. Видеть и удивляться виденному и слышанному, ибо буквально все это было явлением жизни во Христе. Внешне ничем не отличаясь от своих собратьев-современников, по сути своей он был в наше время, как «един от древних».
Своим примером отец Иоанн, по словам автора, безмолвно звал всех увидеть и почувствовать и в своей жизни присутствие Живого Бога. Ибо «познание Бога, единение с Богом и утверждение в Боге» он признавал «конечной целью всей жизни и духовного воспитания». Непосредственная живая связь с Богом обозначилась в отце Иоанне с детства и прошла через всю его жизнь. Науку духовного самовоспитания, выведение ее из пестроты и суетности в канон духовной жизни он начал с ранней юности. Подобно премудрой пчеле, отец Иоанн собирал крохи духовного опыта от духоносных мужей и жен, которых Господь посылал на его жизненном пути. Он бережно хранил в сердце память о них, и их жизненный подвиг стал для него путеводителем. Воспринятое от мамы в раннем отрочестве понятие о Промысле Божием («Бог плохо не сделает, значит, так надо») возросло в опыте жизни до реального ощущения постоянного присутствия Божия.
О действии Промысла Божия в своей жизни он рассказывал: «От самого рождения Промысл Божий строил мою жизнь. Он пожаловал мне духовным покровителем Иоанна Пустынника. В день его памяти я на свет появился (было это 11 апреля 1910 года). В этот же день празднуется память Псково-Печерских святых Марка и Ионы. Только духовно повзрослев, я осознал, что и они не случайно соприсутствовали при моем рождении: уже тогда у моей младенческой колыбели Промыслом Божиим намечался мой путь под покров Псково-Печерских святых. Молитвы святых Марка и Ионы не дали мне остаться в Троице-Сергиевой лавре. … Святой старец Серафим (Романцов) в день памяти святого Самсона совершил надо мной постриг. …Наследие Самсона странноприимца мне досталось при постриге. Божиим определением я выжил, но на всю жизнь должен был стать странноприимцем. И имя Иоанна Богослова не я выбирал, но старец нарек меня им. И не было ли за время моей жизни с двенадцати лет до пятидесяти шести обстоятельств, которые провоцировали бы свернуть с намеченного для меня Богом пути? Надо твердо верить Богу и доверять Его Промыслу».
*** Долгие годы Татьяна Сергеева Смирнова была не только помощницей отца Иоанна, но и его письмоводителем. «Письма, письма и письма! – пишет она. - Сколько их прошло сквозь батюшкины руки; сколько горя и боли приняло в себя его любящее сердце; сколько смущений и недоумений устранил он; скольких воззвал из глубины падений своей милостивой сопричастностью и молитвой. Эти письма, которые, по мнению Татьяны Сергеевны, также сохранил для нас Промысл Божий, и теперь продолжают разговор батюшки с нами от сердца к сердцу, от души к душе. Одним из главных заветов старца говорил о вере в Промысл Божий, ведущий человека ко спасению. О чем свидетельствует и автор этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Благие вести. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!