Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ирина Медведева, Татьяна Шишова. Улыбка судьбы: пьесы для постановок и чтения.
Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных и разнообразных впечатлений так остро ощущается эмоциональное недоразвитие детей, самое время вспомнить о чтении вслух. Раньше оно было в России весьма распространенной традицией. К сожалению, сейчас вслух читают все реже и реже, а если читают, то в основном детям, которые еще сами этого делать не умеют. Как только ребенок овладевает чтением, взрослые спешат от этой повинности устраниться. Однако, как считают авторы этой книги, Ирина Медведева и Татьяна Шишова, вслух полезно читать и детям, умеющим читать самостоятельно, не говоря уж о тех, которые читать не умеют. Особенно хорошо это делать в детском коллективе. Конечно же, не хором, а по очереди. А более всего для этого подходят пьесы, потому что их естественно читать вслух и по ролям. Несколько пьес для постановок и чтения собраны и на страницах книги известных писательниц - «Улыбка судьбы», которая вышла в свет в Издательстве Зёрна-Слово. ***
В новой книге известных психологов и публицистов Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой представлены пьесы-сказки и оригинальные пьесы-путешествия в русскую историю, которые на протяжении двадцати с лишним лет идут во множестве кукольных театров и ТЮЗов России. Чтение и обсуждение этих пьес с детьми поможет возродить замечательную русскую традицию семейного чтения вслух, устранить эмоциональную глухоту детей, развить у них здоровое воображение, сформировать правильные модели поведения, наладить отношения между членами детского коллектива и контакт родителей с детьми. Пьесы воспринимаются детьми разных возрастов на различных смысловых уровнях. Их можно рать и в куклах, и в живом плане. Главная цель чтения и постановок облагородить детские души.
В предисловии авторы пишут: «Бытует мнение, что пьесы нужно обязательно смотреть, а со слуха они якобы не воспринимаются, особенно детьми. Но, по нашим наблюдениям, именно дети не только очень любят слушать пьесы, но и прекрасно воспринимают, прекрасно понимают их со слуха. Не говоря уж о том, что это способствует развитию здорового реалистического воображения, так как при чтении возникают собственные, а не навязанные театром образы, которые ребенок соотносит с личными жизненными представлениями. И в этом смысле читать пьесы детям полезнее, чем смотреть в театре. Причем, меняя интонацию на чуть более монотонную и снижая уровень громкости голоса, стоит читать и те ремарки, которые помогают мысленно представить себе, что происходит в пьесе.
«Примеривание» в процессе чтения разных характеров, способов реагирования и ситуаций кажется нам очень благотворным для детской психики. Чем-то вроде душевной гимнастики, которая, в свою очередь, развивает эмоциональную сферу. Между прочим, взрослые довольно редко обсуждают с детьми прочитанное. А если и обсуждают, то в основном чтобы проверить, правильно ли дети поняли какие-то слова или события, описанные в произведении. Но даже те, кто обсуждает с детьми смысл прочитанного, не делают одной очень важной вещи: не помогают ребенку осуществить перенос, то есть связать прочитанное с реальным жизненным опытом. Указывая на сходство литературных образов с вполне реальными людьми, сопоставляя судьбы литературных героев с судьбами родственников, вы гораздо более успешно можете формировать у детей правильные модели поведения, некий нравственный кодекс, которым руководствуется в своих поступках любой культурный человек.
Кратко расскажу о некоторых произведениях, вошедших в эту книгу. Например, волшебная сказка «Улыбка судьбы». В детстве, - пишут авторы, - мы очень любили сборник итальянских сказок «Три апельсина» (он время от времени переиздается и сейчас). Взяв основную идею и «каркас» сюжета одной из сказок, опубликованных в этом сборнике, мы «оснастили» его дополнительными идеями, подробностями и персонажами, так что получилась не инсценировка, а пьеса «по мотивам». Регина, юная королевская дочь, уходит из дома-дворца, потому что узнает о своей злой судьбе, о своем проклятии и не хочет портить жизнь близким. Но она невольно приносит несчастья и разрушения всем, с кем сталкивается во время путешествия. И вот наконец она приходит к своей Судьбе, которая оказывается грязной, нечесаной, ворчливой старухой. Регина эту старуху-Судьбу отмывает, переодевает и причесывает. Приведенная в порядок Судьба меняет и жизнь Регины...
Это пьеса-притча, которая может восприниматься детьми разных возрастов на разных смысловых уровнях. Все герои пьесы как-то относятся к своей судьбе. Скажем, Портной норовит ее перехитрить, урвать «хоть кусочек, хоть шматочек», Кузнец ею пренебрегает, пес Маркус ее панически боится, Статс-секретарша уверена в своей абсолютной власти над судьбой, Принц инфантильно-беспомощен. И только Регина демонстрирует пример позитивного взаимодействия с судьбой: она ей не покоряется и в то же время не противостоит. Она ее... преображает. Чтение этой пьесы, - по мнению авторов, - хороший повод поговорить с детьми о том, кто считает себя счастливым, а кто несчастным, кто ничего не хочет в своей жизни изменить, а кому хотелось бы что-то поменять, что можно поменять, а что нельзя. Обсуждая эту пьесу, очень полезно порассуждать и о несчастье, которое неожиданно оборачивается большой удачей. И о том, как вознаграждается отважное преодоление трудностей. «Улыбка судьбы» построена как сказочный детектив. А еще в ней много смешного.
Еще одна пьеса называется - «Соловей». По словам авторов, это вольная интерпретация известной сказки Андерсена «Соловей и Император», которая представляется очень актуальной, потому что в метафорической или, скорее, гротескно-сатирической форме показывает уродство искусственной вестернизации, таящей в себе угрозу расчеловечивания. В пьесе сталкиваются и борются, если так можно выразиться, мир реальный и искуственный, жизнь и нежизнь. Между прочим, «Соловей» - одна из первых драматургических работ Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой. Владимир Михайлович Штейн, известный режиссер-кукольник, попросил писательниц сделать инсценировку, и они честно пытались как можно лучше выполнить ремесленную работу, то есть прозаическую сказку расписать по ролям. И вначале им это даже удавалось. Но в какой-то момент герои вдруг зажили по-своему и буквально навязали нам новые темы.
В общем, вместо заказанной инсценировки о настоящем и ложном искусстве (в этом, собственно, основная идея сказки Андерсена) они написали авторскую пьесу «по мотивам» о разрушении культуры, о бездумном и наглом уничтожении старого, якобы обветшавшего жизненного уклада и о замене его на новый, абсолютно чужеродный, который вместо желанной модернизации «в духе времени» несет запустение и Смерть. Стоит обратить внимание детей на откровенно карикатурный образ Путешественника. Если взрослых беспокоит излишняя поглощенность детей вульгарной телерекламой, глупыми западными мультфильмами или компьютерными играми, вы вполне можете соотнести эти сомнительные ценности современной западной цивилизации с тем, что принес в императорский дворец глуповатый и нахальный герой этой пьесы. Высмеивая нечто привлекательное для детей, но вредное, мы лишаем это «нечто» дешевого обаяния. Даже если детям не все в пьесе будет понятно на уровне идейном, то многое они почувствуют на уровне образном.
А вот в пьесе-басне под названием «Такой рогатый! Такой лохматый!», которая, как кажется авторам, взрослым будет не менее интересна, чем детям, звучит тема безответственной демагогии, тема прельщения окружающих псевдовысокими целями. Баран Шерстюк покидает стадо, приходит в лес и своими красивыми речами буквально сводит с ума наивных лесных жителей - Кукушку, Белку, Ежа. Под влиянием Шерстюка, который внушает им, что надо «думать о высоком», они забывают о своих повседневных обязанностях (это же убогая проза жизни!). И жизнь в результате быстро разваливается. В ней воцаряется хаос, который позволяет хищной и хитрой Рыси стать властительницей леса. Но старый Медведь, истинный хозяин леса, в последний момент спасает положение. Как и предыдущая сказка, эта, скорее всего, будет интересна детям своим событийным рядом. Но опять же на образно-интуитивном уровне они, быть может, приобретут некий иммунитет к разглагольствованиям краснобаев, подобных главному герою пьесы.
*** Во второй части данной книги представлен цикл пьес «Вслед за святыми по дорогам русской истории». По словам авторов, это не пьесы-сказки для кукольных театров и ТЮЗов, а своеобразные исторические путешествия в форме пьес, и главный герой каждой из них - русский святой. Конечно, все наши святые влияли и продолжают влиять на русскую жизнь, русскую историю своими молитвами. Но все же есть такие, которые сыграли в истории Руси-России особую, а порой и решающую роль! О них-то и захотелось рассказать детям известным психологам и публицистам Ирине Медведевой и Татьяне Шишовой. Рассказать о том, как тесно связана судьба России с ее святыми, ведь в учебниках истории об этом не написано, чтобы ребята почувствовали неразрывную связь земного и небесного в русской истории, единение человеческих свершений и Божественного Промысла. О каких святых рассказывают авторы, читатели узнают, открыв эту книгу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!