У книжной полки. 10 февраля

10 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Автор-составитель Алексей Фомин. Как помочь умершим?

 

У каждого из нас есть умершие родственники, друзья и просто хорошие знакомые. И мы помним о них, и иногда они приходят к нам во сне или еще как-то напоминают о себе. Что же нам делать в такой ситуации? Можем ли мы что-нибудь сделать для них? Многие из нас посещают могилы умерших близких, ухаживают за могилами, заказывают для них надгробные памятники. Те, кому позволяют доходы, стремятся установить памятники более дорогие. Таким образом, мы стараемся успокоить нашу совесть. Но важно ли это для самих усопших? Этого ли они хотели от нас? И чем мы вообще можем помочь тем, кто уже перешел в иной мир? На эти и другие вопросы отвечает книга, которая вышла в свет в Издательстве Новая мысль и называется «Как помочь умершим?» ***

В книге «Как помочь умершим?» рассказывается о том, как люди, находящиеся в земном мире, могут помочь тем, кто уже отошел в мир иной. Автор-составитель Алексей Фомин отвечает на эти вопросы, используя различные источники: Священное Писание, и святоотеческую литературу, и проповеди священников разных эпох. В издании говорится о том, что делать, когда теряешь близких, дается изложение того, что душа чувствует и видит в ином мире, объясняется таинственный смысл заупокойных обрядов, приводятся молитвы об усопших и рекомендации, как правильно читать их, а также другая важная информация.

В предисловии книги диакон Сергий Зверев пишет: «Мир невидимый не изолировать от мира видимого. Между тем и другим существует общение. Никто из нас не может отрицать возможности полного общения между живыми и умершими, и это нам подтверждают и Евангелие, и Церковь, и собственный опыт. Они сообщают нам многочисленные примеры действительного общения между живыми и умершими, примеры взаимной памяти, взаимной молитвы, заботливости и помощи. Что чувствуем мы, когда стоим у могилы при виде гроба, какие мысли нас посещают в этот момент? Не секрет, что большинство ощущают страх перед смертью, страх перед тайной... С таким настроением живут, к сожалению, большинство людей».

«Однако, - как говорит отец Сергий, - чувство при виде смерти не должно быть страхом, а только трепетом перед концом земного бытия и предстоящим ответом пред Господом Вседержителем. Именно трепетом, поскольку все мы лишь пришельцы, т. е. присутствуем в этом мире временно. И потому памятование о том, что Господь-Спаситель, по Своей Милости, привел нас к бытию, является важнейшим моментом нашего жизненного делания. Только Бог призывает нас в Небесное Отечество к столь желаемым Вечным Блаженствам. Смерть — это встреча со Христом. Какой будет эта встреча, зависит от нас. Как жили, так и умираем; сообразно житию, наше пребывание в Вечности: с Богом или в осуждении. И вот, человек отошел в Вечность... Теперь только мы, живущие, можем облегчить участь покойного. Это будет весьма востребованная помощь...»

Что же должно делать для души усопшего? Посещать кладбище, ухаживать за могилой, ставить свечи за упокой? Все это весьма благочестиво, однако наш первейший долг — молитва, и обязательно молитва церковная, соборная, в которой на первом месте вера: для Бога все живы. Стало быть, наше отношение к умершим должно быть как к живым, поскольку они действительно живы. «Если трезво рассудить, - говорит священник Вячеслав Рубский, - то и для нас «мертвые» не являются мертвыми, а также живыми, как и для Бога. Мы твердо веруем, что умирает и разлагается в человеке только тело. Душа же (грешная или праведная) продолжает свое сознательное существование. В рамках христианской религии умерших просто нет. Это некая условность. Плотяность нашей мысли принуждает нас иллюзию смерти принимать за реальность. Но если эта иллюзия влияет на догматику, то не плотские ли вы? (1 Кор. 3, 11)».

Исходя из вышесказанного, возникает следующий вопрос: «В чем и как должна проявляться наша любовь к усопшим?» Ответ на него автор-составитель находит в книге протоиерея Григория Дьяченко «Уроки и примеры христианской веры. Опыт катихизической хрестоматии». В частности, отец Григорий, живший более чем столетие назад пишет: «Чтобы яснее представить наше отношение к умершим, приведем следующий пример. Когда мы проводили кого-либо из близких, любимых в путь, то обычно часто вспоминаем его, думаем об удобствах и благополучии его пути. Умершие – те же путники, но только на пути вечном, страшном для всякого человека, поэтому тем более они заслуживают нашего участия, тем памятнее должны быть для нас.

Действительно, кто испытывал потерю любимых людей, тот сам знает, как неотразимо носится в воображении образ почившего, как настойчиво стремится мысль и чувство к этому образу. Если же мы так глубоко помним почившего, то должны стараться улучшить его участь в загробном мире. Святая Церковь приходит к нам в этом случае на помощь и указывает верный способ к этому улучшению: она молится об усопших на Литургии в особые дни (родительские) и на панихидах. К этому-то доброму примеру всякий христианин должен быть особенно внимателен, помня, что всякое другое общение у живых с умершими, кроме молитвенного, невозможно, и что только молитву, одну молитву живой может послать умершему другу в невидимый загробный мир».

Но что же побуждает нас молиться за умерших? «По слову Христа, - напоминает священник, - мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о покойных проявляется наша любовь как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. И как эта любовь дорога покойникам, принося им, беспомощным, помощь! И, наоборот, как мы безжалостны бываем, когда забываем о них!" Кроме того, с молитвой, как говорит отец Григорий, - «должна непременно соединиться посильная милостыня, ибо ничто так не угодно Господу, как молитва, сопутствуемая милосердием. Вот почему с глубокой древности истинные христиане, напутствуя своих усопших ближних частными и общественными молениями, приглашали бедных, кормили их, раздавали милостыню неимущим. Богатые же, в память их, устраивали различные благодетельные учреждения (больницы, богадельни, приюты)».

Но правда ли то, что наши молитвы хоть как-то могут помочь усопшим? В истине и действительности заупокойных молитв удостоверяют нас многие истории, к примеру, случай, произошедший в жизни прп. Макария Египетского. Как говорится в житии святого, однажды он, проходя по пустыне, увидал человеческий череп языческого жреца и спросил его о загробном состоянии умерших. Святой отец обыкновенно часто молился об усопших и потому желал знать действие молитв. «Неужели вы никогда не чувствуете никакого утешения?» – спросил преподобный. «Нет, – отвечал сухой череп, – когда ты молишься за мертвых, то мы чувствуем некое утешение». Так, чтобы утешить Своего верного раба и уверить в важности молитв за усопших, Всесильный Господь повелел черепу засвидетельствовать эту истину. И это, конечно, не единственный пример, их много, и часть других историй вы найдете на страницах этого издания.

А еще прочитаете советы о том, как молиться за усопших. Об этом писали многие святые отцы, и в частности праведный Иоанн Кронштадтский. Небольшой отрывок из его книги «В мире молитвы» автор приводит в этом издании. «Когда будешь молиться об упокоении души усопшего, - говорит отец Иоанн, - принудь себя помолиться о нем от всей души, памятуя, что это существенный долг твой, а не одного священника и клирика. Вообрази, как необходим усопшему покой и как он нуждается в молитве за него живых, будучи членом единого тела Церкви, — как бесы оспаривают у Ангелов душу его и как она трепещет, не зная, какая участь постигнет ее на веки. Много значит перед Владыкой молитва веры и любви за усопшего». «О усопших молись так, - наставляет святой Иоанн, - как будто бы твоя душа находилась в аду, в пламени, и ты сам мучился; чувствуй их муки своим сердцем и пламенно-пламенно молись об упокоении их в месте светле и злачне, в месте прохлаждения. Молись Господу об упокоении усопших праотцев, отец и братии своих ежедневно утром и вечером, да живет в тебе память смертная и да не угаснет в тебе надежда на будущую жизнь после смерти, да смиряется ежедневно дух твой мыслию о скоропреходящем житии твоем».

 

*** Наверно, каждому человеку хочется верить в то, что его близкие после смерти достигают райских обителей, наслаждаясь райскими благами вместе со святыми угодниками, и совсем не хочется верить в то, что душа человека попала в ад. Но доподлинно знать мы этого не можем, а в результате не знаем и как помочь нашим усопшим родственникам, друзьям и просто хорошим знакомым. Мы не знаем, что испытывает, чувствует и видит душа в ином мире, не знаем ее участи, особенно если она оставила сей мир без покаяния, или человек при жизни не был крещен или исповедовал другую веру. На эти вопросы и попытался ответить автор-составитель Алексей Фомин в своей новой книге - «Как помочь умершим?».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы