У книжной полки. 10 февраля

10 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Преподобный Ефрем Сирин. Молитва.

 

«Столп Церкви, великий отец и вселенский учи­тель, пророк сирийский, солнце сирийское, духов­ный философ и глубокий ученый, витийственпые уста и цитра Святого Духа» — так возвышенно отзы­вается о святом преподобном Ефреме Сирине его со­временник, святитель Григорий Нисский. В чтении его творений с древности и до наших дней православ­ные люди, стремящиеся к духовному преуспеянию, находили и находят обильный источник назидания. Издательство «Сибирская Благозвонница» начинает издание творений преподобного Ефрема, и каждая из книг этой серии будет посвящена определенной теме. Так, книга, которая находится сегодня на нашей книжной полке, называется – «Молитва», а значит она раскрывает соответствующую названию тему. ***

Говоря о творениях своего сирийского современника, святитель Григорий Нисский в своем «Похвальном слове преподобному отцу нашему Ефрему Сирину» сравнивает его с мысленным Евфратом Церкви, который орошает множество христианских душ, взра­щивая в них семя веры. Сравнивает также с виноградной лозой, которая, как сладкими гроздами, изо­билует плодами учения и услаждает всех чле­нов Церкви полнотой Божественной любви. Темой этой книги яв­ляется молитва. Ею объединены вошедшие в нее слова и беседы. Здесь же мы публикуем также составленные преподобным молитвы к Господу и Пресвятой Богородице, в кото­рых излилась его боглюбивая душа, а также «Надгробные песнопения», в которых автор призывает к молитвам за умерших в непоко­лебимом уповании на милость Искупителя всех Господа нашего Иисуса Христа.

Предваряет издание очерк, который написал А. К. Соколов, бакалавр Московской духовной академии, скончавшийся в 1881 году в сане протоие­рея московской Свято-Троицкой церкви, иже на Грязех. Этот очерк был помещен в первом изда­нии творений святого преподобного Ефре­ма Сирина, вышедшем в 1818 году. Сведения о жизни преподобного Еф­рема заимствованы автором, во-первых, из сочинений, в которых сам святой Ефрем по­вествует о некоторых происшествиях своей жизни: «Обличение самому себе и исповедь»; во-вторых, из «Похвального слова препо­добному Ефрему», автором которого явля­ется святитель Григорий Нисский, а также из рассказов некоторых других греческих писателей; в-третьих, из сирийских жизнео­писаний святого Ефрема — краткого и двух пространных, которые имеют некоторые от­личия друг от друга. В этом издании очерк приводится с малозначительны­ми изменениями. Для удобства восприятия он разбит на два раздела: Жизнь свя­того преподобного Ефрема Сирина и Творе­ния святого преподобного Ефрема Сирина.

Открыв пространное житие святого отца, мы узнаем, что родился он, примерно, в первых годах IV столетия, в Низибии, главном городе северо-восточной ча­сти Месопотамии, или в окрестностях его. Предки его, как сам он свидетельствует, были нищими, которые питались милосты­ней; деды уже стали земледельцами и жили в достатке; родители также были земледель­цами и находились в родстве с незнатными городскими жителями. Но незнатность рода вознаграждалась христианскими добродете­лями и попечительностью родителей о вос­питании своего сына в страхе Божием. Сам преподобный Ефрем так говорит о летах своей юности: «Я был уже причастником благодати — от отцов получил наставление о Христе. Родившие меня по плоти внуши­ли мне страх Господень. Видел я соседей, живущих в благочестии, слышал о многих, пострадавших за Христа; отцы при мне ис­поведали Его перед судьей, я родственник мученикам».

Еще в первые годы жизни Ефрема Бог показал будущее величие дитяти в знамена­тельном видении или сне, вследствие которо­го, может быть, он и назван был Ефремом, то есть «плодоносным». Было открыто, что на языке дитяти выросло виноградное дерево, которое так, наконец, разрослось, что ветвя­ми своими покрыло всю землю, и было так плодоносно, что чем более птицы питались плодами его, тем более умножались плоды. Но, как повествует автор, лета юности не прошли для Ефрема без некоторых преткновений. С детства отличаясь вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки. Он даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения. Однажды юношу несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни, а после этого вскоре был оправдан и освобожден.

Несчастный случай заключения в тем­ницу, по словам автора, произвел большую перемену в Ефреме. Вместо пламенного, но гневливого, любознательного, но колеблемого сомне­ниями юноши Ефрем становится смирен­ным и сокрушенным пустынником, день и ночь оплакивающим свои грехи и с бла­гоговением поучающимся в законе Господ­нем. Пример святого Иакова (епископа Низибийской Церкви) довершил духовное образование его достойного уче­ника: уже в это время мы видим в Ефреме совершенную покорность путям Промыс­ла и истинно подвижническую твердость в перенесении искушений. Святитель Иаков, более всех знавший высокие достоинства своего ученика, использовал их на благо Церкви - поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее. Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у свт. Иакова, вплоть до его кончины. После взятия Низибии персами в 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы.

Святой Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, черпая из него умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души потому, что он начинал их с обличений самого себя. Преподобный и устно и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство. «Вера рождает добрую мысль, а добрая мысль — река воды живой. Кто приобрел ее, тот наполнится водами ее». Эти слова пре­подобного Ефрема справедливо могут быть приложены к нему самому. Душа его, напо­енная живой водой слова Божия, изливалась неудержимым потоком умилительных на­ставлений. Чудно плодились в устах его самые убедительные увещания, трогательные обличения самого себя и дру­гих, мудрые правила и советы.

Помимо духовно-нравственных, полемико-догматических и толковательных сочинений, прп. Ефрем оставил Церкви много умилительных молитв и молитвенных пес­нопений. Они дошли до нас частично на гре­ческом языке, но более на сирийском. Между сирийскими главное место занимают песно­пения на Рождество Христово, покаянные и погребальные. Хвалебные песни Ефрема Господу Воплотившемуся отличаются тор­жественностью. Две из них он влагает в уста Самой Матери Богочеловека; в них Свя­тая Дева прославляет величие Своего Сына и призывает всех к Нему. В одной — священ­ный песнопевец, приглашая всю тварь, небо и землю к прославлению Сына Божия, рас­полагает свои славословия по летам земной жизни Христа Спасителя. Покаянные песнопения Ефрема испол­нены умиления, как и все его беседы о пока­янии. В своих погребальных песнях святой отец призывает к молитвам за отшедших, растворяет скорбь отрадным упованием на милость Искупителя, напоминает оставшимся о скоротечности жизни, о Страшном Суде и вечной жизни.

На греческом языке известны молитвы преподобного Ефрема к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Духу Святому и Пресвя­той Богородице. Некоторые из них взяты из его бесед. Словами преподобного Ефрема Святая Церковь до сих пор молится во дни покая­ния: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празд­нословия не даждь ми...» Ему же, по некоторым рукописям, при­надлежат и некоторые молитвы, употребляе­мые в церковном и домашнем богослужении. О молитве прп. Ефрем говорит: «Молитва — великое оружие, неоскудевающее сокровище, никогда не истощимое богатство, безмятежная пристань, основание тишины; корень, источник и мать тысячам благ есть молитва». Этому великому сокровищу – молитве – и посвящена данная книга.

 

*** По словам издателей, преподобный Ефрем Сирин — не­обыкновенно плодовитый писатель, число его творений достигало тысячи, и это даже если исключить из них составленные им мо­литвы, отчасти получившие богослужебное употребление. Еще при жизни преподобного Ефрема его слова и беседы были переведе­ны на греческий язык и читались в церквях наравне со Священным Писанием. До сих пор звучит голос этого сирийского подвижника в его творениях, призывая нас к покаянию, к борьбе со своими страстями, в возделыванию добродетелей и одновре­менно ободряя нас великой Божией любовью и милосердием к людям. Поэтому будем неустанно обращаться к трудам прп. Ефрема, знакомство с которыми мы продолжим в одной из наших следующих программ.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать