Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Кронид (Любимов). Троицкие цветки с луга духовного.
Как говорится в Троицком Патерике, «необъятная Россия славится великим множеством святынь. Но одно из ее святых мест особенно дорого сердцу православного русского человека. Это Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Вот уже почти семь веков устремляются в сей древний монастырь тысячи и тысячи паломников, жаждущих духовного утешения и наставления, благодатной помощи свыше». Подвигами прп. Сергия и его учеников озарилась земля Радонежская, а святые этой земли составили целый сонм, или иначе, Собор Радонежских святых. В годы гонений XX века к этому сонму присоединились новомученики и исповедники. Празднование в их честь было внесено в месяцеслов по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2 марта 2011 года и празднуется сегодня 10 декабря. В ряду этих славных святых стоит архимандрит Кронид (Любимов), бывший наместником Троице-Сергиевой Лавры с 1915 по 1919 гг. Его рассказы составили книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в издательстве Паломник и называется - «Троицкие цветки с луга духовного». ***
По словам издателей, «Троицкие цветки с луга духовного» представляют собой неумирающий жанр христианской литературы — короткие рассказы о чудесных проявлениях силы Божией. В основе таких рассказов всегда лежат конкретные факты, удостоверенные очевидцами: исцеление от болезней, неожиданная помощь Божия в трудных обстоятельствах, вразумление грешников к их покаянию и наказание «жестоковыйных» и нераскаявшихся. Такие истории вошли в церковное Предание на заре христианства, оживляли святую веру людей в последующие эпохи и доныне продолжают волновать читателей.
Традиция описания чудес, совершающихся в обители Преподобного Сергия, почти не прерывалась на протяжении более чем 670-летней истории. Время от времени запомнившиеся истории включались в повествования о Лавре, ее святом основателе и его духовном стаде. В частности, в середине 19 века наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев) опубликовал «Монастырские письма», в которых рассказывается о чудесных явлениях Преподобного Сергия и других святых, о спасении и помощи в тяжких обстоятельствах, об исцелении «в немощех лежащих», об утешении умирающих иноков и т.д. Книга переиздавалась несколько раз и всегда входила в круг любимого чтения насельников обители. Это дело архимандрита Антония продолжил последний перед закрытием Лавры наместник архимандрит Кронид.
Как говорится в издании, отец Кронид поступил в Троице-Сергиеву Лавру послушником в 1877 году, вскоре после кончины архимандрита Антония. Неизвестно, с какого времени он начал собирать и записывать «рассказы о необыкновенном», но часть их, наиболее ярких и назидательных, стала публиковаться в «Троицких листках». Они издавались в лаврской типографии иеромонахом (впоследствии — архиепископом Вологодским) Никоном (Рождественским). Видимо, в какой-то момент у отца Кронида появилась мысль об издании целого сборника, но историческая катастрофа, разразившаяся в России, не отвела автору времени на осуществление этой идеи. Тем не менее, судя по упоминаниям современников о «тетрадях отца Кронида», материал он собирал вплоть до своей мученической кончины.
В ряду наместников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобный Кронид (Любимов), по словам издателей, представляет собой одну из самых выдающихся личностей. Выходец из бедной многодетной семьи сельского пономаря, воспитанный в благочестии, он в юные годы стал послушником Лавры, нес, как и другие ее насельники, труды и подвиги, окормлялся у духоносных старцев, в том числе у знаменитого затворника Зосимовой пустыни иеросхимонаха Алексия (Соловьева). Незаурядность отца Кронида была замечена с самого начала, так как он около десяти лет нес послушание келейника при наместнике Лавры архимандрите Леониде (Кавелине) — одном из самых образованных людей своего времени. Возможно, на этом послушании отец Кронид приобрел привычку вести записи о том интересном, что случалось ему увидеть или услышать. Его записи свидетельствуют о несомненном литературном даровании. Кстати, настоящий сборник содержит тринадцать фрагментов разных случаев из жизни самого отца Кронида.
В 1905-1915 годах отец Кронид был экономом, а затем настоятелем лаврского Троицкого подворья в Санкт-Петербурге. Здесь он проявил себя в значительной степени как строитель и благоукраситель обители, за что был удостоен нескольких церковных орденов и возведен в сан архимандрита. Будучи настоятелем подворья, отец Кронид духовно окормлял многих известных лиц из числа интеллигенции и высшего дворянства. В ряде случаев к нему обращалась с вопросами Великая княгиня Елисавета Феодоровна — будущая преподобномученица. Возможно, что их знакомство состоялось благодаря тому, что дворец Великой княгини примыкал к Троицкому подворью со стороны Невского проспекта и она могла часто бывать там на богослужениях.
От этого времени сохранились циклы бесед и проповедей отца Кронида на воскресные и праздничные дни. В беседах, насыщенных яркими примерами христианского благочестия, кроме многочисленных фрагментов из Житий святых, патериков и других известных книг, батюшка постоянно приводил «живые», современные ему случаи проявления особой благодати Божией или праведного гнева Господня. Тогда же он принял на себя труд по собиранию выдающихся примеров помощи Всевышнего людям, живущим под кровом Бога Небесного. Он был исполнен какой-то неутолимой жажды всюду наблюдать случаи приникания неба к земле и примечать непосредственные действия Божий в людях всех возрастов и положений. Встречаясь с гостями Преподобного Сергия Радонежского в Лавре и вне ее, отец Кронид прежде всего интересовался, не было ли в их жизни какого-либо знамения благодати, не посещал ли их когда-либо Господь Своей благостью и Своим водительством. Люди казались ему вместилищами даров и благодеяний Божиих. И он не ошибался в своих ожиданиях. Каждый собеседник оказывался для него в той или иной мере летописцем явлений любви Божией на земле и спасающей веры в Церкви.
9 января 1915 года архимандрит Кронид был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры. А уже через два года в России совершился государственный переворот, знаменующий для него и многих его соратников восхождение на Голгофу. После закрытия скитов отец Кронид еще несколько лет жил в Сергиевом Посаде у своих духовных чад, а 20 ноября 1937 года, накануне праздника Архистратига Божия Михаила, к нему пришли с ордером на обыск и арест. В протокол обыска оказался включен только паспорт — ничего «своего» отец наместник не имел. Менее чем за три недели следствие сделало вывод о наличии в среде загорского духовенства «монархического заговора» и участь отца Кронида была решена. 10 декабря 1937 года, в день празднования иконы Божией Матери «Знамение», его, почти 80-летнего старца, вместе с несколькими братиями Лавры расстреляли на знаменитой ныне скорбной опушке Битцевского лесопарка под Москвой, в Бутово. Какова же была судьба «тетрадей отца Кронида»?
Мало кто из переживших страшные годы революций и гражданской войны осмеливался хранить у себя «компрометирующий материал» — религиозную литературу, рукописи, документы, фотографии. Однако тетради отца Кронида сохранялись его духовными чадами и в какой-то момент попали в руки архимандрита Вениамина (Милова), исповеднический путь которого составляли 22 года лагерей, тюрем и ссылок. Отец Вениамин с благоговением разобрал доставшийся ему архив, переписал то, что ему показалось наиболее интересным и назидательным, систематизировал материал, озаглавил его «Троицкие цветки с луга духовного» и снабдил своим предисловием. Сборник, составленный архимандритом Вениамином, получил распространение вначале благодаря многочисленным машинописным перепечаткам, а ныне благодаря книге, изданной в 1996 году Московским Сретенским монастырем по одному из вариантов рукописи архимандрита Вениамина. Участь же собственных «тетрадей» преподобномученика Кронида неизвестна.
*** По словам архимандрита Вениамина, «Господь судил отцу Крониду от разных лиц услышать много душеполезного. Чтобы не забыть собеседований с посетителями Лавры, он записывал их рассказы, которые, несмотря на неровности изложения, дышат такой захватывающей сердечностью и невыразимой силой, что при чтении многих из них слезы невольно капают из глаз на листки с трогательными повествованиями. Если кто из читателей найдет в предлагаемой книге благодатного утешителя своего скорбного сердца или задушевного друга в духовном одиночестве, то святое впечатление от приводимых здесь рассказов будет наилучшей посмертной данью благодарности отцу Крониду, «мужу желаний» духовных (Дан. 9,23) и носителю теплого благодатного сердца». Этими словами архимандрита Вениамина (Милова) мы и завершаем нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!