Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Клеопа (Илие). Ценность души.
10 апреля 1912 года в городе Сулица, округ Ботосаны, в благочестивой крестьянской семье, родился мальчик, которого назвали Константином. Будучи ребенком, он пас вместе со старшими братьями отцовских овец в окрестностях монастыря Сихастрия. А в 17 лет покинул дом и также вместе братьями ушел в этот монастырь, где и принял постриг с именем Клеопа. Спустя годы он стал одним из самых известных старцев, великим духовником румынского монашества, молитвенником и церковным писателем. Он глубоко знал Священное Писание, аскетические, догматические, нравственные и церковно-правовые творения святых отцов. В наследство всем православным христианам старец оставил неоценимое богатство – свои проповеди, поучения и душеполезные послания для монашествующих и мирян. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая вышла в Издательстве Сретенского монастыря и называется – «Архимандрит Клеопа (Илие). Ценность души». Об этой книге – далее наш рассказ. ***
В предисловии книги издатели пишут: "Живописна и удивительна страна Румыния. Бог украсил её величественными и неприступными горами, дремучими девственными лесами, обильными реками и озёрами и создал все условия для непрерывного развития в ней православного старчества и исихазма. Веками напролёт в этих нехоженых заповедных лесах подвизались отшельники, никому не ведомые. Здесь они в своих убогих кельях скрывались от лютого османского ига, от насильного обращения в католицизм, протестантизм, унию, от коммунистических гонений. Здесь они сквозь века донесли до нас чистый огонь веры православной. Кроме этого, Румыния является колыбелью и рассадником старчества. И до сих пор в каждой румынской обители настоятеля называют старцем".
Сокровищницей румынского старчества считается архимандрит Клеопа (Илие). В течение почти 54 лет, за то время, пока старец был настоятелем и духовником, он взрастил и выпестововал для Христа сотни и тысячи душ - священников, монахов и мирян. Русским читателям имя старца стало известно в год столетия со дня его рождения, когда вышла в свет книга «Великий старец Клеопа, Румынский чудотворец». Затем были напечатаны книги, написанные самим старцем, - «Путеводитель по православной вере», «О снах и видениях», "Поучения сердца моего" и "Ценность души". В двух последних книгах звучит живая речь старца, это беседы, действительно имевшие место в монастыре Сихастрия и записанные слушателями на магнитофонную ленту. Издательство монастыря до сих пор собирает эти записи и издает их отдельными выпусками. К настоящему времени опубликовано уже девятнадцать таких выпусков, и три из них вошли в книгу «Ценность души».
Как отмечает автор-составитель этого издания, архимандрит Иоанникий (Бэлан), в 1945 году старец Клеопа был рукоположен в священный сан и назначен настоятелем монастыря Сихастрия. С тех пор на протяжении полувека, его преподобие делил своё время между молитвой и богослужением, безмолвием отшельнической жизни и послушанием, между уединением и наставлением монахов и мирян на путь спасения, между подвижничеством в пустыне и служением проповедью. Тогда же он занимался написанием богодухновенных книг, исповеданием духовных чад, раздачей советов и милостыни. Вся его жизнь без остатка была отдана в жертву Христу и Православной Церкви".
"Очень жаль, - отмечает отец Иоанникий, - что почти все проповеди и поучения, которые его преподобие произносил в храме, в келье, под открытым небом перед десятками тысяч верующих в течение своего длительного служения, остались никем не записанными и уже никогда не смогут быть восстановлены. Они могли бы стать подлинной духовной сокровищницей для многих поколений. И всё же кроме семи книг, опубликованных отцом Клеопой за последние два десятка лет, сохранились случайно записанные верующими на магнитофон многие его духовные советы и поучения, распространяющиеся сегодня по всей стране". Автору-составителю с трудом, но все же удалось собрать часть кассет с записанными беседами, некоторые — спустя 15 лет после их записи. После была предпринята попытка публикации этих бесед отдельными частями, небольшими книгами, по темам, в специальной серии, озаглавленной «Нам говорит отец Клеопа».
И вот перед Вами — книга, содержащая несколько главных тем, таких как: «О страхе Божием», «Хранение ума», «Ступени молитвы», «О священстве», «О исповеди», «О покаянии» и другие. К ним добавлены три кратких наставления старца и его беседы с отцом Иоанникием. По словам последнего, в книге полностью сохранена немного архаичная речь отца Клеопы, внесены лишь некоторые небольшие поправки. Таким образом, со страниц книги звучит живая речь старца. Подлинные, прямые, искренние, исполненные духовной любви советы его преподобия, по мнению автора-составителя, являются истинным благословением для всех ищущих спасения души и очень способствуют духовному формированию молодых поколений. Как отмечают издатели, если будет на то воля Божия, то, с любезного разрешения монастыря Сихастрия, на русском языке увидят свет и остальные беседы старца Клеопы.
Наступившая седмица посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя нашего Иисуса Христа, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Поэтому, прочитаем одну из проповедей старца Клеопы, которая напоминает нам о том, что значит Крест в нашей жизни. "Каждый раз, - говорит батюшка, - когда слышите слово «Крест», не понимайте его как безумные сектанты, заполонившие мир; как богохульные языки сектантские, свирепствующие в мире и разоряющие ниву Бога Слова. Не думайте о Святом Кресте как они, но так понимайте и помните, что слово «Крест» имеет двоякую силу и двоякую тайну". "Один Крест, по словам старца, — вещественный, видимый, а другой — таинственный, мистический и невидимый, который мы носим в сердце нашем. В Святом Евангелии мы слышим, что говорится так: и стояли при Кресте Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина (Ин. 19, 25).Слышишь? - вопрошает старец. - Они стояли возле Его Креста. Посему пойми, что стоять при Кресте Его не значит стоять возле духовного креста, а возле вещественного, деревянного Креста Христова, возле которого стояли Матерь Господа, Мария Клеопова и Мария Магдалина. Когда вы услышите: сойди с креста (Мф. 27, 40), то здесь тоже имеется в виду крест Христов деревянный, на котором Он был распят. И когда услышите: И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное по-еврейски Голгофа (Ин. 19,16-17), — будем также понимать крест вещественный. Его Спаситель нес на спине.
А когда слышишь в Евангелии Христа, говорящего: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, — то есть любви к себе, которая очень сильно связывает нас всех, — и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24), — то здесь мы понимаем крест духовный, который понес прежде всех Спаситель наш Иисус Христос не на плечах, а в душе. Когда вы услышите у евангелиста Матфея: кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38), — то понимай не крест деревянный, а крест духовный, невидимый. Итак, имейте в виду, что Христос нес двоякий крест. Один в душе: страдание, терпение, пронзительная боль, позор, оплевание, печаль и скорбь; и всё, что Он нес в душе, составляло крест духовный Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. А второй крест, деревянный, Он нес на плечах Своих и волею распялся на нем для спасения мира.
Крест, учит нас отец Клеопа, — это победа, Крест — это знамя Христово, Крест — это оружие, которым Христос низ¬ложил силы ада и смерти. Поэтому окаянен тот, кто не поклоняется честному и животворящему Кресту Христову! Двояк человек, и двоякий крест он должен нести, как указывают святой Ефрем Сирин и святой Кирилл Иерусалимский, который говорит: «О христианин, никакого дела не начинай, пока не осенишь себя знамением святого креста. Когда отправляешься в путь, когда начинаешь работать, когда идешь учиться грамоте, когда ты один и когда с людьми — запечатлей святым крестом чело твое, тело твое, грудь твою, сердце твое, уста твои, глаза твои, уши твои, и все твое да будет запечатлено знамением победы Христа над адом. И ты больше не будешь бояться тогда чародеяний порчи и колдовства. Ибо они тают от силы креста как воск от огня и как прах пред лицом ветра».
*** Составитель книги, архимандрит Иоанникий (Бэлан), почивший в 2007 году, был учеником и сподвижником старца Клеопы без малого полвека — с 1949 г. до кончины старца в 1998 г. Талантливый поэт и духовный писатель, о. Иоанникий оставил после себя богатое литературно-духовное наследие, и прежде всего знаменитый «Румынский патерик». Он составил также биографию отца Клеопы и настоящую серию духовных бесед старца, которому сам задавал очень тонкие и мудрые вопросы. И вот одно из поучений старца: «Во всякое время и на всяком месте нам нужно иметь Спасителя в сердце. Потому что Он смотрит в сердца ваши всегда. Храните свой ум! Враг воюет, чтобы захватить нашу душу. А цену души не назвал нам, чада, святой, или пророк, или апостол, но Сам Спаситель, сказав:какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26)» Этими словами великого румынского старца Клеопы (Илие) мы и завершаем нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!