Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ковчег. Дары волхвов. Книга-подарок.
Вот и наступил Новый год, а за ним – долгожданное Рождество. Во всех домах украшены елки, хозяюшки моют, чистят, прибирают. В общем, наводят порядок. И если в основном православные христиане утвердились в вопросе, праздновать или нет новый год, для тех, кто только пришел в храм, эта проблема остается по-прежнему актуальной. А помимо нее возникают и другие вопросы, например, как проводить сочельник по Уставу Церкви? Или - как Церковь празднует Рождество Спасителя? Рассмотреть все нюансы предстоящих праздников, а также взглянуть на них глазами русских и зарубежных писателей, призвана книга-подарок, которая вышла в свет в Издательстве Ковчег и находится сегодня на нашей книжной полке. Она называется - «Дары волхвов». ***
Эта книга посвящена праздникам Рождества Христова и Крещения Господня, и вкратце упоминается о праздновании нового года. В ней собраны святочные рассказы отечественных и зарубежных писателей, стихи и колядки, полезные советы и рецепты праздничных блюд, а кроме того включен текст богослужения на праздник Рождества Христова. По словам издателей, «гражданский Новый год, который празднуется в последнюю неделю Рождественского поста, напоминает, что жизнь христиан отлична от жизни мира. Слова, произнесенные святителем Иоанном Златоустом полторы тысячи лет назад, актуальны и в наше время: «Происходящие сегодня, - говорит святитель, - дьявольские всенощные гулянья, шутки, бранные крики, ночные пляски и смешные забавы хуже всякого неприятеля пленили наш город; и тогда, как должно было бы сокрушаться, плакать, стыдиться, как согрешившим, так и несогрешившим, одним смотря на свои грехи, а другим смотря на бесчиние братии, наш город веселится, красуется и увенчивается...»
Хотя накануне гражданского Нового года во многих храмах проходят новогодние молебны, в Церкви, по словам издателей, не существует единого мнения, как относиться к его празднованию и нужно ли его праздновать вообще. Некоторые священники и миряне не считают гражданский Новый год праздником и не встречают его. Однако чаще всего дома или на работе нас окружают люди неверующие, нецерковные, для которых Новый год является дорогим семейным праздником. И обижать их не стоит. Проявляя христианскую любовь, мы можем сесть за праздничный стол, и нет ничего греховного, если, не нарушая поста, скромно, с постной трапезой, мы отметим в кругу семьи или друзей наступление Нового года, скажем друг другу добрые пожелания на грядущее лето благости Божией.
Общий же совет по празднованию Нового года, предлагаемый издателями, заключается в том, чтобы попытаться самому организовать постный стол и стараться избегать чрезмерного веселья, пошлости и ночных телевизионных бдений, нередко вводящих людей в соблазн и грех. Во всех случаях, однако, следует помнить, что не следует возвышаться над людьми светскими, малоцерковными и пребывающими в плену мирских, зачастую вредных для души обычаев. Вместе с этим, и празднующим, и не празднующим наступление гражданского Нового года, надо помнить слова святителя Иоанна Златоуста, сказанные им по поводу и до сих пор не изжитого суеверия, что как встретишь Новый год - так он и пройдет:
«Крайне безумно, - пишет святитель - по одному счастливому дню ожидать того же на весь год; и не только от безумия, но и от диавольского влияния происходит та мысль, будто в делах вашей жизни надобно полагаться не на собственную ревность и деятельность, а на дневные обращения времени. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый, и в каждый день будешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своей природе, - потому что день ото дня ничем не разнится, но - по нашему усердию или беспечности. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то - худ и неразлучен с наказанием. Если ты будешь так рассуждать и так настраивать себя, совершая каждый день молитвы и милостыни, то весь год для тебя будет счастлив; а если ты, не заботясь о добродетели, будешь ожидать радостей для души своей от начала месяцев и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго».
Если же, - говорят издатели, - для вас праздник Нового года имеет значение, встретьте его, по слову святителя Иоанна, молитвой. Можно прочесть дома тропари, которые в храмах поются в день церковного новолетия. Можно поблагодарить Господа и Его Пречистую Матерь за прошедший год и прочесть благодарственные тропари и молитвы. А можно прочесть и особую молитву. А между тем, как весь мир встречает новый год, наступает строгий пост, и все мы оказываемся в преддверии Рождества Спасителя. Об истории этого праздника составители книги пишут следующее: «Рождество Господа Церковь празднует почти две тысячи лет. Уже в Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова. Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, воньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».
Во втором столетии на день Рождества указывает Климент Александрийский. В третьем веке об этом празднике упоминает святой Ипполит. Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никомидийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова. В четвертом веке о нем пишут преподобный Ефрем Сирин, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский. В шестом веке император Юстиниан установил праздновать Рождество Христово по всей земле. Этот праздник занимает особое место в годичном богослужебном круге. В старых изданиях Типикона он, подобно светлому Христову Воскресению, именовался Пасхой, чем подчеркивалась тесная связь Рождества Спасителя с тайной нашего спасения и избавления от греха и смерти. Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь выражает и утешительным пением на великом повечерии: «С нами Бог! Разумейте, язьщы, и покаряйтеся, яко с нами Бог». Напомню, сведения о том, как проходит рождественская служба, читатели так же найдут в этой книге.
Нельзя не упомянуть и о святочных днях, которые начинаются сразу после праздника Рождества и продолжаются до Богоявления. Святки, как их еще называют, возникли после того, как общий праздник Богоявления, объединявший и Рождество, и Крещение Спасителя, был разделен на два праздника. Промежуточные дни между Рождеством и Богоявлением как бы составили единое торжество. Уже в церковном Уставе преподобного Саввы Освященного (6 век), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келии», и возбранено совершать священнодействие брака. В 567 году на Церковном соборе все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В России на святки было принято «колядовать», что означает, по словарю Даля, «славить Христа, ходить о святках по домам, с песнями, собирая подачки», то есть угощение.
Колядование, - читаем мы в книге, - это продолжение славления Спасителя, которое было начато в храме. Таким образом, наши предки как бы доносили радостную весть о Рождении Господа до каждого дома, каждому человеку. «Колядовали», «славили Христа» не только дети, но и взрослые, а также и священники. Известно, что к Государю Алексею Михайловичу приходили «славить Христа» и Патриарх, и настоятели монастырей, и бояре. Сам Государь показывал пример благочестивого поведения в дни святок - он обходил тюрьмы, больницы, дома нищих и убогих, поздравляя с Рождеством Христовым, оставляя щедрые подаяния. Сейчас с экранов телевизоров, по радио, в газетах внушают, что на Руси в дни святок приняты гадания, игрища с переодеванием, шумные гуляния. Для тех, кто еще поддается на эти уловки, составители книги приводят Постановление шестого Вселенского собора, на котором Церковь навсегда определила свое отношение к гаданию: «Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное... да подлежат правилу шестилетней епитимий. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают...»
*** Итак, наступил Новый 2017 год, и уже скоро мы встретим светлый праздник Рождества Христова. Как пишут издатели, во время праздничного всенощного бдения, по Уставу, положено чтение святоотеческих сочинений. В настоящее время этих чтений практически нигде не бывает, но можно прочесть их дома и тем самым дополнить богатую духовную трапезу. Для праздника Рождества Христова назначены чтения, составленные из бесед на Евангелие от Матфея святителя Иоанна Златоуста и дивной проповеди на праздник Рождества святителя Григория Богослова. Эти чтения также представлены на страницах книги «Дары волхвов».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!