У книжной полки. 1 сентября

1 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Календарь на 2018 год. Воспитание души.

 

Первое сентября в России и некоторых других постсоветских государствах является государственным праздником и называется Днем знаний. В этот день начинается новый учебный год, который несет ученикам и студентам новые знания, новые открытия. Правда, конечно, не всем, но только тем, кто хочет освоить что-то новое и познать неизведанное. Наверно, кто-то из учащихся может нам возразить: что может быть в школе неизведанного и нового? Скучная математика, непонятная физика, препротивная химия, в общем, все неинтересно, пустая трата времени. В какой-то мере, с этими утверждениями можно согласиться. Но только в том случае, если изучая многочисленные науки, мы забываем о своей душе. А ведь душа, также как и ум, требует определенного воспитания. Об этом нам напоминают составители календаря на 2018 год, который так и называется – «Воспитание души». Календарь вышел в свет в Издательстве Летопись и находится сегодня на нашей книжной полке. ***

Как отмечают издатели, календарь «Воспитание души» адресован православным родителям, бабушкам и дедушкам, которые хотят воспитать своего ребенка в благочестии, чистоте. И не в меньшей степени он будет полезен духовным родителям (крестным), которые становятся восприемниками чада при Крещении, и также участвуют в воспитании ребенка, чтобы он вырос верующим православным христианином. Надеемся, - говорят издатели, - что календарь поможет вам в этом подвиге духовного родительства. Ведь в нем вы найдете молитвы ко Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, святым о чадах и в разной семейной нужде, советы и наставления Святых Отцов и духовных писателей о воспитании детей, постные рецепты, стихотворения, рассказы для детей и многое другое.

Открывает календарь ежедневная молитва о чадах, которую в числе других молитвословий необходимо совершать постоянно, не забывая ни при каких обстоятельствах. Ведь каждый родитель, если он по-настоящему любит своего ребенка, не устает возносить молитвы о нем, чтобы тот не только вырос благополучным и успешным, но чтобы душа его не умерла в бессмысленной суете. Более того, как говорит прп. Паисий Святогорец: «Всё, что вы не можете сказать ребенку, всё, что вы не можете объяснить, постарайтесь излить в молитве перед Пресвятой Богородицей – искренне, от всей души» (с. 201). Если ребенок будет расти в атмосфере, где мама искренне молится Богу, Пресвятой Богородице, просит за своего ребенка, то Господь, как говорит прп. Паисий – Сам Господь будет обязан перед вами, и у вашего ребенка перед Богом будет много смягчающих обстоятельств. Господь о нем позаботится (с. 202).

Об этом же говорит и прп. Порфирий Кавсокаливит, наставления которого правослвным родителям тоже можно найти на страницах этого календаря. «То, что вы хотите сказать своим детям, говорите с молитвой. Детские уши закрыты. Только когда приходит просвещающая Божественная благодать, тогда они слышат то, что мы им говорим. Когда вы хотите что-либо сказать своим детям, скажите это Пресвятой Богородице, и Она Сама всё управит. Ваша молитва будет тем животворным дыханием, той духовной лаской, которая согревает, заключает в свои объятия, притягивает ребенка» (с. 231). Так, напоминая о том, что родители должны молиться о своих детях, составители календаря говорят и том, что детей тоже нужно учить молитве с ранних лет жизни. Об этом, в частности, упоминает в одной из своих проповедей святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

О том, как должно воспитывать детей в благочестии, святитель говорит: «Так, как воспитывали своих детей древние христиане первых веков. Они с самого раннего детства приучали детей к молитве, храму, постам, к Таинствам церковным. Когда учили их грамоте, то учили по книгам Священного Писания. Они никогда не позволяли ребенку сесть за стол и начать еду без молитвы. Они внушали детям, что каждое дело, каждый шаг христианина должен начинаться крестным знамением и молитвой. Когда учили они детей своих, то заботились не только об образовании общем, о мудрости языческой, об обучении философии, музыке, искусству. Нет, совсем другому учили они их. Научая детей своих, они руководствовались глубоким, святым правилом: того почитали несчастным, кто знает все и не знает Бога, того блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого» (с. 53).

Но не думайте, продолжает святитель Лука, «что этим запрещается учить детей всем светским наукам. Величайшие отцы наши и учителя Церкви сами в молодости очень усердно предавались изучению всей премудрости научной, философской. Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст были высокообразованными людьми своего времени. И вашим детям, говорит Владыка Лука, надлежит быть образованными, учеными. Но только важно, чтобы их обучение и воспитание не ограничивались одной мудростью светской, мудростью мира сего. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с этим они познавали высшую правду и истину, чтобы научались они Закону Божию и Заповедям Христовым, чтобы приучались к постоянному благочестию, чтобы они, изучая науки, всегда помнили о Боге, о Заповедях Божиих, о пути Христовом. Тогда и только тогда они не заблудятся на пути мудрости человеческой, только тогда будут ставить выше всего мудрость христианскую, познание Бога. Так надлежит вам учить детей ваших».

Примером того, что религиозное воспитание ни в коем случае не отменяет образования светского, служит книга «Все думы - о вас. Письма семье из лагерей и тюрем 1933-1937 гг.». В этой книге, фрагмент которой представлен на страницах календаря, собраны письма священника Павла Флоренского из лагерей к семье, их можно рассматривать как последний этап творчества этого батюшки. Как говорится в предисловии книги, в них он передает накопленное знание детям, а через них - всем людям. Это напоминание о том, что такое внимание к человеку, что такое настоящее воспитание (воспитание, а не список запретов). Это удивительный об­разец того, как можно быть прекрасным отцом, даже поневоле нахо­дясь за тысячи километров от семьи» (с.108).

И вот несколько выдержек из писем отца Павла. Так, обращаясь к сыну, он пишет: «Когда я был в твоем возрасте, то каждая потерянная минута казалась мне не то несчастием, не то преступлением, и я старался заполнить всё время впритык. У меня были тетради, куда заносилось всё существенное из прочитанных книг и отзывы о книгах, тетради интересных цитат, альбомы зарисовок с природы, тетради экспериментальных работ, разделенные по параграфам, записные книжки для полевых наблюдений. Каждый день я ставил самому себе балл по работе (делалось это вечером) с мотивировкою его. Именно таким способом я приобрел запас знаний, навыки к работе и, главное, привычку самостоятельно, а не с чужого голоса, судить о вещах, по самим вещам. Приобретаемые сведения я старался сопоставлять и суммировать в виде таблиц, диаграмм, кривых, - в таком конденсированном виде они становятся понятнее, оживают и осмысливаются: сразу само собою, получается «эмпирическое обобщение»» (с. 110).

А вот что отец Павел пишет своей дочери: «Читай по русской словесности Островского, Лескова, Тургенева; побольше и повнимательнее читай Пушкина, Жуковского, Лермонтова, Боратынского, а когда подрастешь - Тютчева и Фета. Из иностранных пи­сателей читай Шиллера, В. Гюго, Гофмана. <...> Зани­майся спокойно в каждый момент тем, что доступно, расти, развивайся и будь уверена, что всё, что ты наработаешь теперь, в юности, когда-нибудь понадобится и притом выйдет так, что потребуется именно это, как будто случайное знание. Что же тебе нужно делать? Во-первых, надо усвоить известные навыки, необходимые, чем бы ты ни занималась в дальнейшем: языки, литературу, математику, физику и естественные науки, черчение, хотя бы немного, и рисование, музыку. Во всяком жизненном положении и при всякой деятельности это необходимо. Учись излагать мысли, чужие и свои, учись описывать: приобрети навык внимательного отношения к слову, к стилю, к построению. <...> Непременно читай вслух хорошие стихи, особенно Пушкина и Тютчева, пусть и другие слушают - учатся и отдыхают. <...> В математике старайся, чтобы ты не просто запо­минала, что и как делать, а понимала и усваивала, как усваивается музы­кальная пьеса» (с. 112-113). Вот такие советы давал своим детям священник Павел Флоренский. Другие его письма, а также выдержки из сочинений святых отцов и духовных писателей вы найдете на страницах этого издания.

 

*** В завершение программы вспомним слова еще одного святого отца – святителя Тихона Задонского, который в своей жизни немало потрудился на педагогической ниве и оставил свои заметки о воспитании. И вот что в частности он говорит: «Многие учат детей своих светской политике; иные научают иностранных языков, по-французски, по-немецки, по-италиански говорить, и на то немало суммы иждивают; иные тщатся обучить купечества, и других ху­дожеств: но по-христиански жить детей едва кто научает. А без сего вся­кая наука ничтоже есть, и всякая мудрость буйство есть». <...> «Сего ради, христианине, первое тщание да будет твое о том, чтобы детей своих научить по-христиански жить. Все бо научение и наставление твое без того ничтоже есть. Бог не взыщет от тебе, учил ли детей своих светской политике и иностранных языков; но взыщет, учил ты по-христиански жить, наставлял ли их благочестию» (с. 200). Этими словами великого святого и закончим наш рассказ о календаре, все содержание которого посвящено самому главному в образовании человека – воспитанию его души.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать