У книжной полки. 1 октября

1 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

О. Тульская. Теперь с тобою всегда Господь.

 

«Милость Божия буди с тобою! Дорогой внучек Боренька! Бабушка и все родные шлют тебе привет. Желаем здоровья, а главное мира и спасения душевного. Еще поздравляем тебя с праздни­ками Рождества Пресвятой Богородицы и Воздвижения Креста Господня, да оградит тебя сила Честного и Животворящего Креста от всякого зла! Вот, милый Боря, всегда хотя бы мыслен­но, но ограждай себя крестом и помни, что без Креста нет христианства, нет спасения». Такими словами начинается одно из писем, которые составили небольшой сборник, представленный сегодня на нашей книжной полке. Заканчивается это письмо подписью «Твоя бабушка старая», однако ни отправитель, ни получатель послания не являются родственниками. О том, кем они были друг для друга, вы узнаете, открыв книгу, которая вышла в свет в Издательстве Оранта и называется - «Теперь с тобою всегда Господь». ***

В книге публикуются письма схиигумении Олимпиады (Ивановой), исповедницы, последней настоятельницы Акатовского Александро-Невского Свято-Троицкого монасты­ря в Клинском районе Московской области. Они адресованы другому исповеднику - архимандриту Филарету (Кудинову), который тогда нахо­дился в заключении в сталинских лагерях. Публикацию со­провождают биографические сведения об этих двух по­движниках благочестия, а также некоторые материалы, свя­занные с историей Акатовского монастыря. К слову сказать, о том, что недалеко от древнего города Клина в Подмосковье, в деревне Окатово, до революции был женский монастырь, Акатова Свято-Троицкая Александро-Невская пустынь, - окрестные дачники узнали не так давно. Оказывается, до недавнего вре­мени, здесь можно было видеть лишь заброшенный пио­нерлагерь. Обычные кирпичные строения, обычный забор. Только выделялась старая башня, да вход обрамляла арка с изящными старинными узорами. Тихое, спокойное место в стороне от больших дорог.

И никто не подозревал, что это одно из сотен мест на земле России, где люди, собравшиеся во имя Христа, трудились и славили Бога, где день и ночь не умолкала смиренная молитва за наш народ, теплились лампады пред святыми иконами. И вот несколько лет назад здесь стали по­являться священники, монахини, строители. Обитель возрождается. Надо сказать, что древностью монастырь не отличается, он устроен в последней трети XIX века на средства выходца из крестьян, купца Федора Захарова, в память об отмене крепостного права и во имя небесного по­кровителя царя-освободителя. Число сестер небогатой обители быстро достигло семиде­сяти, были построены деревянный Свято-Троицкий храм, сестринский корпус, стран­ноприимный дом, за оградой появилась школа с маленькой церковью. Вскоре был заложен каменный храм во имя святого Александра Невского, но до конца его так и не успели достроить. Ежедневно в два часа ночи читался акафист перед иконой «Скоропослушница». Матушки усердно трудились, все необходимое для жизни общины произ­водили сами. Дружной семьей акатовских се­стер на момент революции управляла игумения Олимпиада (Иванова).

Матушка родилась в 1871 году в семье москов­ского купца, уже в юности пришла в эту скромную обитель и оказалась связанной с ней на всю жизнь. В детстве маленькая Вера (будущая м. Олимпиада) была исцелена от тяжелой болезни, когда в дом ее родителей с Афонского подворья старец Аристоклий с другими монахами принес икону «Скоропослушница». Именно эта икона была прислана о. Аристоклием в благословение новообразованной Акатовской обители в 1891 году. Игумения мудро руководила сестрами, имела стихотворный дар (сохранилась ее автобиографическая поэма, стихи для детей и другие). Духовно окормляли матушку и других сестер монастыря братья-архиепископы Герман и Варлаам (Ряшенцевы), пер­вый из которых был расстрелян в 1937 году и ныне прославлен как священномученик, а второй также после многих страданий скончался в тюрьме в 1942 году. Отрывки из их писем к игумений Олимпиаде также при­водятся в этом издании.

До 1929 года удалось сохранить общину под видом сельскохозяйственной коммуны. Случалось, здесь скрывались преследуемые властью архиереи. Но вот умолкли колокола монастыря, он был разорен, часть монахинь приняли мученический венец, многие были сосланы. В 1930 году престарелая игумения Олимпиада была арестована, перенесла много страданий в тюрьмах и ссылке в Северном краю. После освобождения она, совсем боль­ная, поселилась в тверской деревне Редкино, а затем в селе Новом. Вокруг нее объедини­лось несколько акатовских сестер. Она ук­репляла их своими наставлениями, сама много трудилась, не уставала напоминать. Множество людей приходило к ней за со­ветом и утешением. В последние годы жизни матушка почти не слы­шала и не видела, у нее отказывали ноги. Но она не переставала молиться и поддерживать своими письмами требующих утешения до самой своей кончины в 1954 году. Ее очень укрепляли письма владык Германа и Варлаама (Ряшенцевых). Чудом удалось вернуть чтимую икону обители «Скоропослушница», и игуменья хранила ее.

Случилось так, что одна из инокинь мо­настыря, Анна (Елисейкина), в тяжелые го­ды войны оказалась в тамбовской деревне, куда эвакуировались ее родные. К началу войны в результате борьбы властей с религией в Тамбовской области не было ни одного действующего храма. Но люди хранили ве­ру, и бывало, что наперекор безбожному вре­мени на пепелище зарождались живые рост­ки веры в юных сердцах. Такова история жизни архимандрита Филарета (Кудинова), дожившего до наших дней исповедника ве­ры Христовой. Он родился в 1927 году в тамбовской де­ревне Перевоз в крестьянской семье. Родители его были далеки от Церкви. Но необъяснимым образом в душе мальчика прозвучал особый, настойчивый глас Божий. Он звал будущего пастыря к Себе. Не было вокруг храмов, но старушки собирались для молитвы то в одной, то в другой избе. И с ними стали замечать Бориса. Кто-то, видя его духовную жажду, указал ему на инокиню Анну, приехавшую из Акатовского монасты­ря. От нее он много узнал о монашеской жизни, о ее духовной наставнице, к тому време­ни уже схиигумении, Олимпиаде. И чувст­вуя недостаточность своих духовных знаний, мать Анна дала Борису для переписки адрес матушки.

Вскоре, в разгар войны, в 1944 году, Борис был призван в армию, служил около города Люберцы под Москвой. Его зенитная бата­рея входила в состав московского фронта ПВО. Продолжал он служить и по оконча­нии войны. Будущий монах не переставал и в эти годы молиться, а когда мог, посещал службы в храмах Москвы. Продолжалась духовная переписка с игу­меньей Акатовского монастыря, но встре­титься им так никогда и не довелось. Опаса­ясь чужих глаз, они договорились называть в письмах друг друга «бабушка» и «внучек», инокиню Анну — «тетя Нюша», других монахинь — «родные». Из этого периода сохра­нилось только одно письмо матушки Олимпиады, оно первое из числа здесь опублико­ванных (многие письма утрачены). Видимо, в годы войны определилось же­лание Бориса Кудинова послужить Богу, стать священником, может быть, монахом. В его родных местах много он слышал о Глинской пустыни, она была драгоценным маяком для этого верующего солдата.

Но за веру он затем и пострадал. Приговор гласил: «Будучи антисоветчиком, критиковал советскую дей­ствительность, насаждал религиозные куль­ты». Нарьян-Мар, Печоры... Долгая дорога на Север была мучительной. Вагоны набива­ли до отказа избитыми, измученными голо­дом людьми, так что невозможно было по­шевелиться. Поселили в полуразрушенных бараках. Вместе с другими заключенными он работал на лесоповале, в карьерах долбил мерзлую землю, строил дороги, разгружал баржи. Позже новый начальник, оказавший­ся верующим, отнесся к измученному быв­шему солдатику с сочувствием и направил дневалить — печку топить, убирать бараки. Он же иногда в церковные праздники «нака­зывал» Бориса карцером. Сейчас отец Фила­рет вспоминает: «Там можно было спокой­но помолиться и не ходить на работу». Бывало, Борис очень унывал: вот, мечтал о монастыре, а попал в тюрьму. Схиигумения Олимпиада ободряла и утешала его в письмах, которые он до сих пор перечиты­вает. С его разрешения, издатели публикуют сохра­нившиеся из них. Они полны твердой веры, исповеднического опыта, они предостерега­ли его от ошибок, от увлечения в сеть «лжесвятых» людей, которых он встретил в лаге­ре.

Многие письма написаны под диктовку помощницами, так как матушка уже почти не видела. Большинство писем не датирова­ны, они относятся к 1946-1954 годам. За­ключают переписку два сообщения о кончи­не схиигумении Олимпиады. Все письма приводятся без сокращений, с учетом требо­ваний современной орфографии. По молитвам почившей, после заключе­ния Борис приобрел на Тамбовской земле великую наставницу - монахиню Марию (Матвееву). По благословению матушки Марии, он по­ступил в Духовную семинарию в Ленинграде, затем окончил Духовную академию. Осуще­ствилась его мечта - он попал после этого в Глинскую пустынь, многие годы был ке­лейником великого старца отца Андроника (Лукаша), после закрытия монастыря ока­зался с ним в Тбилиси. Здесь отец Андроник и совершил монашеский постриг Бориса Кудинова.

 

*** По благословению батюшки копии писем с большим трудом удалось привезти в Россию и подготовить к печати. Хочется верить, - говорят издатели, - что слова матушки Олимпиады добрым семенем взойдут в серд­цах многих людей и не будут бесплодны. А вновь созданной женской обители пред­стоит еще долгий путь по восстановлению своего духовного и материального наследия, малой лептой для нее пусть послужит и издание этой книги, основная часть тиража ко­торой предназначена в дар монастырю. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать