Аудио |
|
Скачать .mp3 |
О. Тульская. Теперь с тобою всегда Господь.
«Милость Божия буди с тобою! Дорогой внучек Боренька! Бабушка и все родные шлют тебе привет. Желаем здоровья, а главное мира и спасения душевного. Еще поздравляем тебя с праздниками Рождества Пресвятой Богородицы и Воздвижения Креста Господня, да оградит тебя сила Честного и Животворящего Креста от всякого зла! Вот, милый Боря, всегда хотя бы мысленно, но ограждай себя крестом и помни, что без Креста нет христианства, нет спасения». Такими словами начинается одно из писем, которые составили небольшой сборник, представленный сегодня на нашей книжной полке. Заканчивается это письмо подписью «Твоя бабушка старая», однако ни отправитель, ни получатель послания не являются родственниками. О том, кем они были друг для друга, вы узнаете, открыв книгу, которая вышла в свет в Издательстве Оранта и называется - «Теперь с тобою всегда Господь». ***
В книге публикуются письма схиигумении Олимпиады (Ивановой), исповедницы, последней настоятельницы Акатовского Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря в Клинском районе Московской области. Они адресованы другому исповеднику - архимандриту Филарету (Кудинову), который тогда находился в заключении в сталинских лагерях. Публикацию сопровождают биографические сведения об этих двух подвижниках благочестия, а также некоторые материалы, связанные с историей Акатовского монастыря. К слову сказать, о том, что недалеко от древнего города Клина в Подмосковье, в деревне Окатово, до революции был женский монастырь, Акатова Свято-Троицкая Александро-Невская пустынь, - окрестные дачники узнали не так давно. Оказывается, до недавнего времени, здесь можно было видеть лишь заброшенный пионерлагерь. Обычные кирпичные строения, обычный забор. Только выделялась старая башня, да вход обрамляла арка с изящными старинными узорами. Тихое, спокойное место в стороне от больших дорог.
И никто не подозревал, что это одно из сотен мест на земле России, где люди, собравшиеся во имя Христа, трудились и славили Бога, где день и ночь не умолкала смиренная молитва за наш народ, теплились лампады пред святыми иконами. И вот несколько лет назад здесь стали появляться священники, монахини, строители. Обитель возрождается. Надо сказать, что древностью монастырь не отличается, он устроен в последней трети XIX века на средства выходца из крестьян, купца Федора Захарова, в память об отмене крепостного права и во имя небесного покровителя царя-освободителя. Число сестер небогатой обители быстро достигло семидесяти, были построены деревянный Свято-Троицкий храм, сестринский корпус, странноприимный дом, за оградой появилась школа с маленькой церковью. Вскоре был заложен каменный храм во имя святого Александра Невского, но до конца его так и не успели достроить. Ежедневно в два часа ночи читался акафист перед иконой «Скоропослушница». Матушки усердно трудились, все необходимое для жизни общины производили сами. Дружной семьей акатовских сестер на момент революции управляла игумения Олимпиада (Иванова).
Матушка родилась в 1871 году в семье московского купца, уже в юности пришла в эту скромную обитель и оказалась связанной с ней на всю жизнь. В детстве маленькая Вера (будущая м. Олимпиада) была исцелена от тяжелой болезни, когда в дом ее родителей с Афонского подворья старец Аристоклий с другими монахами принес икону «Скоропослушница». Именно эта икона была прислана о. Аристоклием в благословение новообразованной Акатовской обители в 1891 году. Игумения мудро руководила сестрами, имела стихотворный дар (сохранилась ее автобиографическая поэма, стихи для детей и другие). Духовно окормляли матушку и других сестер монастыря братья-архиепископы Герман и Варлаам (Ряшенцевы), первый из которых был расстрелян в 1937 году и ныне прославлен как священномученик, а второй также после многих страданий скончался в тюрьме в 1942 году. Отрывки из их писем к игумений Олимпиаде также приводятся в этом издании.
До 1929 года удалось сохранить общину под видом сельскохозяйственной коммуны. Случалось, здесь скрывались преследуемые властью архиереи. Но вот умолкли колокола монастыря, он был разорен, часть монахинь приняли мученический венец, многие были сосланы. В 1930 году престарелая игумения Олимпиада была арестована, перенесла много страданий в тюрьмах и ссылке в Северном краю. После освобождения она, совсем больная, поселилась в тверской деревне Редкино, а затем в селе Новом. Вокруг нее объединилось несколько акатовских сестер. Она укрепляла их своими наставлениями, сама много трудилась, не уставала напоминать. Множество людей приходило к ней за советом и утешением. В последние годы жизни матушка почти не слышала и не видела, у нее отказывали ноги. Но она не переставала молиться и поддерживать своими письмами требующих утешения до самой своей кончины в 1954 году. Ее очень укрепляли письма владык Германа и Варлаама (Ряшенцевых). Чудом удалось вернуть чтимую икону обители «Скоропослушница», и игуменья хранила ее.
Случилось так, что одна из инокинь монастыря, Анна (Елисейкина), в тяжелые годы войны оказалась в тамбовской деревне, куда эвакуировались ее родные. К началу войны в результате борьбы властей с религией в Тамбовской области не было ни одного действующего храма. Но люди хранили веру, и бывало, что наперекор безбожному времени на пепелище зарождались живые ростки веры в юных сердцах. Такова история жизни архимандрита Филарета (Кудинова), дожившего до наших дней исповедника веры Христовой. Он родился в 1927 году в тамбовской деревне Перевоз в крестьянской семье. Родители его были далеки от Церкви. Но необъяснимым образом в душе мальчика прозвучал особый, настойчивый глас Божий. Он звал будущего пастыря к Себе. Не было вокруг храмов, но старушки собирались для молитвы то в одной, то в другой избе. И с ними стали замечать Бориса. Кто-то, видя его духовную жажду, указал ему на инокиню Анну, приехавшую из Акатовского монастыря. От нее он много узнал о монашеской жизни, о ее духовной наставнице, к тому времени уже схиигумении, Олимпиаде. И чувствуя недостаточность своих духовных знаний, мать Анна дала Борису для переписки адрес матушки.
Вскоре, в разгар войны, в 1944 году, Борис был призван в армию, служил около города Люберцы под Москвой. Его зенитная батарея входила в состав московского фронта ПВО. Продолжал он служить и по окончании войны. Будущий монах не переставал и в эти годы молиться, а когда мог, посещал службы в храмах Москвы. Продолжалась духовная переписка с игуменьей Акатовского монастыря, но встретиться им так никогда и не довелось. Опасаясь чужих глаз, они договорились называть в письмах друг друга «бабушка» и «внучек», инокиню Анну — «тетя Нюша», других монахинь — «родные». Из этого периода сохранилось только одно письмо матушки Олимпиады, оно первое из числа здесь опубликованных (многие письма утрачены). Видимо, в годы войны определилось желание Бориса Кудинова послужить Богу, стать священником, может быть, монахом. В его родных местах много он слышал о Глинской пустыни, она была драгоценным маяком для этого верующего солдата.
Но за веру он затем и пострадал. Приговор гласил: «Будучи антисоветчиком, критиковал советскую действительность, насаждал религиозные культы». Нарьян-Мар, Печоры... Долгая дорога на Север была мучительной. Вагоны набивали до отказа избитыми, измученными голодом людьми, так что невозможно было пошевелиться. Поселили в полуразрушенных бараках. Вместе с другими заключенными он работал на лесоповале, в карьерах долбил мерзлую землю, строил дороги, разгружал баржи. Позже новый начальник, оказавшийся верующим, отнесся к измученному бывшему солдатику с сочувствием и направил дневалить — печку топить, убирать бараки. Он же иногда в церковные праздники «наказывал» Бориса карцером. Сейчас отец Филарет вспоминает: «Там можно было спокойно помолиться и не ходить на работу». Бывало, Борис очень унывал: вот, мечтал о монастыре, а попал в тюрьму. Схиигумения Олимпиада ободряла и утешала его в письмах, которые он до сих пор перечитывает. С его разрешения, издатели публикуют сохранившиеся из них. Они полны твердой веры, исповеднического опыта, они предостерегали его от ошибок, от увлечения в сеть «лжесвятых» людей, которых он встретил в лагере.
Многие письма написаны под диктовку помощницами, так как матушка уже почти не видела. Большинство писем не датированы, они относятся к 1946-1954 годам. Заключают переписку два сообщения о кончине схиигумении Олимпиады. Все письма приводятся без сокращений, с учетом требований современной орфографии. По молитвам почившей, после заключения Борис приобрел на Тамбовской земле великую наставницу - монахиню Марию (Матвееву). По благословению матушки Марии, он поступил в Духовную семинарию в Ленинграде, затем окончил Духовную академию. Осуществилась его мечта - он попал после этого в Глинскую пустынь, многие годы был келейником великого старца отца Андроника (Лукаша), после закрытия монастыря оказался с ним в Тбилиси. Здесь отец Андроник и совершил монашеский постриг Бориса Кудинова.
*** По благословению батюшки копии писем с большим трудом удалось привезти в Россию и подготовить к печати. Хочется верить, - говорят издатели, - что слова матушки Олимпиады добрым семенем взойдут в сердцах многих людей и не будут бесплодны. А вновь созданной женской обители предстоит еще долгий путь по восстановлению своего духовного и материального наследия, малой лептой для нее пусть послужит и издание этой книги, основная часть тиража которой предназначена в дар монастырю.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 17 мая 2024
Благая часть. 17 мая 2024
У книжной полки. Слово из сердца. О монашестве и священстве
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 17 мая 2024
Санкт-Петербург. Фестиваль «Истоки»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!