У книжной полки. 1 октября

1 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Иван Сергеевич Шмелев. Лето Господне.

 

Однажды Максим Горький написал Ивану Шмелеву: «Вы так хорошо – горячо, нежно и верно – говорите о России! Редко приходится слышать такие песни в ее честь, и волнуют они меня до слез». Не один только Горький - многие другие современники Шмелева отмечали это отличие в его творчестве - воспевание любви к России, к русскому быту, к укладу жизни русского народа, к характеру человека и родной природе, словом ко всему русскому. Эта особенность Шмелева была не сравнима ни с одним русским писателем – особенно, по степени эмоционального воздействия на читателя. Одним из лучших его произведений, переживших уже несколько публикаций, является роман «Лето Господне». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию эту книгу, выпущенную в свет Издательством Сибирская Благозвонница. ***

Иван Сергеевич Шмелев – выдающийся русский писатель, преданный забвению в советские времена и вернувшийся к нам только в конце 90-х годов прошлого века - защитник нравственных устоев русской земли, проповедник ее духовных ценностей, певец народной жизни, русских святых и храмов, всего того, что можно назвать одним замечательным словом – Родина. Что стало источником такой любви к родному Отечеству? Ответ на этот вопрос можно найти в биографии писателя. Родился он в Замоскворецкой слободе 3 октября 1873 года. «Мы из торговых крестьян, - говорил о себе Шмелев, - коренные москвичи старой веры». И эти особенности веры, быта, восприятия окружающего мира оставили неизгладимый след в творчестве Ивана Шмелева.

Действительно, как отмечают биографы писателя, быт его семьи отличался своеобразным религиозным демократизмом. Хозяева и работники вместе постились, вместе соблюдали обряды и нравственные заветы старины, ходили на богомолье, жили не просто рядом – они жили вместе! И такое отсутствие раздвоенности, такое удивительное единство духовных принципов и реального образа жизни оказали особо благодарное влияние на формирование нравственного мира Ивана Шмелева. Его отец, Сергей Иванович, хоть и принадлежал к купеческому сословию, но был известным в Москве подрядчиком, хозяином большой плотничьей артели и владельцем бань. Он был также церковным старостой и отличался щедрой благотворительностью и заботой о простых людях.

Множество трудового люда, нищих и сирых видел Ваня во дворе родительского дома, а нередко и в самом доме. Мальчик слышал их песни, прибаутки, поговорки и сказки, а также и разнообразно-богатый русский язык. Впоследствии впечатления детства и позволили Ивану Сергеевичу создать свои самые поэтические произведения, пронизанные очарованием старинного замоскворецкого быта, окрашенные любовью к Православию, церковному богослужению, подвижникам веры, поэзией народной жизни и народных характеров. И среди этих произведений одним из самых лучших стало - «Лето Господне». В этой книге необыкновенно полно и глубоко воссоздан церковно-религиозный пласт народной жизни. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыты настолько ярко и убедительно, что роман стал подлинной энциклопедией жизни русского православного человека. Язык Шмелева органически связан с живой народной речью, в нем отразилась сама душа России.

Вот, например, такой эпизод из жизни писателя, как он сам о нем рассказывает в книге. «Осень – самая у нас именинная пора: на Ивана Богослова – мои, на мучеников Сергия и Вакха, 7 октября, – отца; через два дня, мч. Евлампии, матушка именинница, на Михайлов День Горкин пирует именины, а зиму Василь-Василич зачинает, – Васильев День, – и всякие уж пойдут неважные. После Покрова самая осень наступает: дожди студеные, гололед. На дворе грязь чуть не по колено, и ничего с ней нельзя поделать, спокон веку все месется. Пробовали свозить, а ее все не убывает: за день сколько подвод пройдет, каждая, плохо-плохо, а с полпудика натащит, да возчики на сапогах наносят, ничего с ней нельзя поделать. Отец поглядит-поглядит – и махнет рукой. И Горкин резон приводит: “осень без грязи не бывает... зато душе веселей, как снежком покроет”.

За неделю до муч. Сергия-Вакха, - продолжает рассказ автор, - матушка велит отобрать десяток гусей, которые на Москва-реке пасутся, сторожит их старик гусиный, на иждивении. Раньше, еще когда жулики не водились, гуси гуляли без дозору, да случилось – пропали и пропали, за сотню штук. Пошли проведать по осени, – ни крыла. Рыбак сказывал: “может, дикие пролетали, ночное дело... ваши и взгомошились с ними – прощай, Москва!”. С той поры крылья им стали подрезать. На именины уж всегда к обеду гусь с яблоками, с красной шинкованной капустой и соленьем, так уж исстари повелось. Именины парадные, кондитер Фирсанов готовит ужин, гусь ему что-то неприятен: советует индеек, обложить рябчиками-гарниром, и соус из тертых рябчиков, всегда так у графа Шереметьева. Жарят гусей и на людской стол: пришлого всякого народу будет. И еще – самое-то главное! – за ужином будет “удивление”, у Абрикосова отец закажет, гостей дивить. К этому все привыкли, знают, что будет «удивление», а какое – не угадать. Отца называют фантазером: уж всегда что-нибудь надумает».

Возвращаясь к биографии писателя, к его детству отметим, что грамоте Ваня Шмелев обучался дома - как это было принято не только в купеческих, но и в дворянских семьях. И первым его учителем была мать. Позже, в Московской гимназии Иван воспитывался на русской классической литературе, можно сказать, учился у Толстого, Пушкина, Гоголя, Тургенева. Но главным учителем Шмелева, по его собственным словам, была жизнь. Стремление к литературному творчеству пробудилось у него еще во время обучения в гимназии. По окончании гимназии Иван поступил на юридический факультет Московского университета, а в 1895 году в журнале «Русское обозрение» был опубликован его первый рассказ «У мельницы». В этом же году Шмелев женился и, совершая свадебное путешествие на Валаам, он заехал в Троице-Сергиеву лавру, чтобы получить благословение известного подвижника, иеромонаха Варнавы Гефсиманского. И старец предрек ему предстоящий “крест” страданий, прозрел и укрепил в нем писательский дар, сказав: “Превознесешься своим талантом”.

После окончания университета в 1898 г. Шмелев в течение года проходил военную службу, а после 8 лет служил чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерний. Позднее Иван Сергеевич писал об этом времени так: «Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни. Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, мелкопоместное дворянство». Здесь в глубинке он встретил прототипов героев многих своих повестей и рассказов. Но вот наступил 1917 год – и Февральскую революцию Шмелев встретил восторженно. А вот к Октябрьской проявил полную непримиримость, усугубленную еще и тем обстоятельством, что его единственный сын Сергей, офицер царской армии был арестован и без суда расстрелян. В конце 1922 года Шмелев вместе с супругой Ольгой Александровной покинул любимую Родину.

Годы, проведенные Иваном Шмелевым вдали от Отечества, были насыщены плодотворной творческой работой. Он публиковался во многих эмигрантских изданиях. За рубежом еще при жизни писателя вышло около 20 его книг на русском языке, однако в Советском Союзе все произведения Шмелева были запрещены – ведь в них отражалась жизнь русских людей: купцов, крестьян – и она представала перед читателем, как целостный, органичный мир, полный нравственного здоровья и внутренней культуры. Особым этапом духовного пути Шмелева стала книга «Лето Господне». К этому произведению вполне применимы евангельские слова, сказанные Спасителем: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Шмелев, чтобы как-то утишить боль от созерцания поруганной, разоренной России, чтобы избавиться от картин пережитого кровавого кошмара, обратился к годам далекого и дорогого детства. И отбросив весь багаж юношеских идей и более поздних теорий и представлений, открыл заново то, что некогда наполняло и питало его душу.

 

*** Роман «Лето Господне» - самое известное произведение Ивана Сергеевича Шмелёва. В полном варианте оно было издано в Париже в 1948 году. Состоит из трех частей: «Праздники», «Праздники – Радости», «Скорби». Выдающийся русский философ Иван Ильин так писал о своем современнике - «Шмелев познал тьму и назвал ее по имени, и через мрак увидел по-новому свет и стал искать путей к нему, добиваясь той мудрости, которая осмысливает земной путь человека, как "путь небесный"». Ильин отмечал, что изображенное в романе Шмелёва - не то, что "было и прошло", а то, что "есть и пребудет…" Писателю удалось создать «художественное произведение национального и метафизического значения", запечатлевшее «источники нашей… духовной силы».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать