У книжной полки. 1 мая

1 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сост. И.Е. Гусев. Путеводитель по святым местам России.

 

Святая Русь богата сокровищем духовным, стократ превышающим все мирские блага. Ежегодно миллионы верующих пускаются в путь: одни, чтобы посетить храмы, где хранятся мощи святых угодников, исцеляющие тех, кто с верой к ним прикладывается, другие — к чудотворным иконам, утешающим в скорбях и печали. Но есть, конечно, и такие люди, которые не могут отравиться в паломническую поездку, хоть и желают этого всем сердцем. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая пригодится и путешествующим, и тем, кто только в близком будущем собирается отправиться по святым местам, и даже тем, кто этой возможности пока не имеет. Ведь познакомиться с тем или иным уголком нашей страны полезно в любое время. Книга, о которой пойдет речь, вышла в свет в издательстве Белорусской Православной Церкви и называется – «Путеводитель по святым местам России»

В этой книге представлены сведения не только о наиболее известных монастырях и храмах — их истории и сегодняшнем дне, но и о святых, с которыми связано их возникновение; в конце каждой главы указан маршрут следования, а также дан точный адрес местонахождения и телефон справочных служб. Настоящее издание предназначено как для паломников, так и для, кто интересуется историей русского христианства. Как говорится в предисловии книги, «Святая Русь богата сокровищем духовным, стократ превышающим все мирские блага. Много в истории нашей святого, к чему следует обращаться не только благочестивому христианину, но и каждому человеку. Настоявшая книга призвана помочь в этом. Листая ее страницы, вы не только узнаете, какими святынями богата наша земля, но и сможете выбрать себе оптимальный маршрут для паломничества.

Издатели постарались отразить в материалах книги не только историю главнейших монастырей и храмов России, но и, хотя бы вкратце, затронуть жизнеописания святых, с которыми связано их возникновение, и рассказать о чудотворных иконах Руси. Как отмечает составитель книги Игорь Евгеньевич Гусев, об угодниках Божиих можно говорить долго. «Дивен Бог во святых Своих», — говорит нам Священное Писание. И поистине, подвиги, которые предстают пред нашими взорами при чтении жизнеописаний подвижников благочестия, превосходят земное понимание. Кто может рассказать о всех трудах, которые понесли преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, блаженная Ксения Петербургская и праведный Иоанн Кронштадтский, святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Вышенский и другие бесчисленные угодники Божии для того, чтобы стяжать благодать Святого Духа?..

Как правило, те немногие факты, которые мы можем почерпнуть из житийной литературы, дают представление более о внешнем делании, нежели о внутреннем. Но и по этим подчас скудным сведениям можно попытаться судить, пусть с долей вероятности, о той невидимой для мира брани, в которой ратоборствует каждый подвижник. Узок и прискорбен путь подвижничества, но велики духовные дарования, которые Господь изливает на очистившееся сердце. Святые уже в своей земной жизни являют нам Царство Небесное, исполненное благодати. Они дерзновенно ходатайствуют за ближних и подают помощь всем, с верою к ним прибегающим. А освободившись от телесных уз, они денно и нощно молятся о нашем спасении и хранят нас своим предстательством. Чудодейственную силу имеют их мощи, вещи, а также места, где они жили и погребены.

Первой обителью, в которую мы можем совершить пока только виртуальное паломничество, станет Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Так как именно с него автор начинает свой рассказ. А из этого рассказа мы узнаем, что «в белом море, на самом севере России, находится Соловецкий архипелаг, состоящий из шести довольно крупных и нескольких десятков мелких островов. Крупнейший из островов архипелага — Большой Соловецкий остров, или просто Соловки, площадью 246 кв. км. К востоку от него лежит остров поменьше — Анзер, к югу — острова Большая и Малая Муксалма, к западу — Большой и Малый Заяцкие острова. Хотя острова эти издавна были богаты дичью, имели удобные гавани, а море кишело рыбой, до XV века они были необитаемы — уж больно суров местный климат: архипелаг расположен в 165 км от полярного круга, среднегодовая температура + 0,5 °С. Море часто штормит, что делает неустойчивой связь с материком. Но есть и свои плюсы: близ Соловков проходят теплые морские течения, в островных лесах много ягод и грибов, а число озер — более полутысячи.

Первыми пустынножителями на Большом Соловецком острове, согласно преданию, стали преподобные Савватий, Герман и Зосима. Савватий и Герман прибыли раньше: в 1429 году они встретились в устье реки Выг и, собрав вещи, припасы и орудия, на утлой ладье приплыли к Большому Соловецкому острову, где и высадились на Сосновой губе. Возле одного близлежащего озера они поставили крест и срубили кельи. Днем свв. Савватий и Герман трудились, «землю копая мотыгами и этим трудом пищу себе добывая», а вечерами и ночью молились, «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом к Всевышнему». Так прошло шесть лет, у отшельников закончились припасы, и Герман отправился на материк, чтобы пополнить их. Савватию стало куда труднее: его одолевали нечистые духи в образе змей и диких зверей, стремившиеся пожрать старца. Усердной молитвой и святым крестом Савватий отгонял бесов. Герман долго не возвращался, и однажды Савватий «получил весть от Бога, что надлежит ему освободиться от уз телесных». Что и произошло 27 сентября 1435 года.

 Но не запустел остров Соловки: примерно через год новый инок именем Зосима прибыл туда для свершения своего духовного подвига. До того он жил в Новгороде, позже переселился в деревню близ Белого моря, где повстречал старца Германа. Герман рассказал ему «о преподобном Савватий подробно и о острове возвести ему», а также о пророчестве Савватия о том, что на Соловках будет жить много иноков. Услышав это, «устремился Зосима на подвиг телесный и духовный, вооружась постом и молитвой». В 1436 году Зосима и Герман высадились на Соловецкий берег и нашли удобное место для основания обители возле пресноводного озера и неподалеку от моря с удобной бухтой. Именно этот год считается датой фактического основания Соловецкого монастыря. Совершив многие подвиги, прп. Зосима отошел ко Господу 30 апреля 1478 года. Более подробное его житие и житие прп. Германа, а также рассказ о монастыре, вы найдете на страницах книги.

А за 40 лет до упокоения прп. Зосимы на свет появился другой великий святой - прп. Александр Свирский, и рассказ о нем и об основанной им обители также вы найдете на страницах книги. Святой Александр родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Амоса, именем которого и был назван. Его родители жили в деревне Мандера, что на берегу реки Ояти. С ранних лет он выделялся среди сверстников своей молчаливостью и замкнутостью; мало спал, строго постился, зимой ходил в бедной одежде и без шапки. В 19 лет Амос встретил инока Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. После беседы у него созрело решение уйти на Валаам. Семь лет провел молодой человек на Валааме послушником, после чего принял постриг с именем Александр и удалился на необитаемый остров, где устроил себе келью. После нескольких лет духовных подвигов преподобный Александр покинул Валаам и ушел в свирские леса, необитаемые места на берегу реки Свирь. Было ему тогда 36 лет.

Он молился и трудился. Питался грибами. Так, в уединении и безмолвии, без съестных припасов, и в непрестанных молитвах прожил преподобный Александр семь лет. Не раз он имел чудесные видения. Еще будучи иноком Валаамского монастыря, св. Александр из окна своей кельи однажды увидел яркий свет, идущий с востока. А в отшельничестве в 1508 году преподобному Александру было явление Живоначальной Троицы — трех Мужей в белых одеждах, осиянных Божественным Небесным светом. В истории Православной Церкви это единственное явление Святой Троицы в таком виде. Во время этого духовного переживания преподобный получил повеление построить церковь и основать монастырь. В том же 1508 году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы. И так было положено основание ныне знаменитому Свято-Троицкому Александро-Свирскому монастырю, паломничество к которому могут совершить сегодня и наши читатели (пока опять же только виртуальное). Святой Александр, основавший этот монастырь, был особенно почитаем династией Романовых — русских царей. Его называли царским заступником. Начало почитанию этого святого положил Иоанн Грозный; В 1552 году, перед штурмом Казани, он молился св. Александру Свирскому. С того времени каждый русский царь отдавал дань памяти святому: либо приезжал поклониться мощам, либо посылал монастырю щедрые дары. А память святого совершается два раза в год: 12 сентября – в день его упокоения и 30 апреля – в день перенесения его мощей.

 

*** Так, рассказывая о святых местах, автор-составитель повествует и о святых, а также знакомит читателей с разными чудотворными иконами Божией Матери. «Как-то особенно много, - говорит он, - на Руси чудотворных икон Богородицы - - Казанская, Смоленская, Владимирская, Феодоровская, Иверская, Донская, Иерусалимская, Псково-Печерская... Много городов прославила Богородица через иконы Свои. Кажется, что иконы с нами говорят своими названиями, научают нас Божиим заповедям уже в названиях своих: «Умягчение злых сердец», «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», «Блаженно чрево, носившее Тя», «Всех скорбящих Радость», «Неопалимая купина», «Не рыдай Мене, Мати», «О, Всепетая Мати», «Живоносный источник», «Благодатное Небо», «Благоуханный цвет» и многие, многие другие. Некоторые из этих икон нерукотворные, явленные чудесным образом, иные — утраченные, а потом вновь обретенные. Сколько раз усердным молением пред чудотворным образом Пресвятой Богородицы спасалась Русь от нашествия иноплеменных! Рассказы об этих иконах вы также найдете на страницах книги.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать