У книжной полки. 1 февраля

1 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Духовные беседы» преподобного Макария Египетского.

 

В конце третьего века в египетской стране жили благочестивые супруги, «соименные древним святым праотцам» - Авраам и Сарра. Долгое время у них, как и у ветхозаветных праведников, не было детей. Однако они не унывали, но, как пишет о них святитель Димитрий Ростовский, «украшали свою жизнь воздержанием и постом, частыми молитвами, неослабным бдением, щедрою раздачею милостыни, странноприимством и многими другими добродетелями». Однажды Аврааму явился во сне ветхозаветный Патриарх, и предсказал, что Господь даст ему сына в старости. И при этом Праотец повелел супругам, не покидать пределов египетских, но поселиться недалеко от пустыни Нитрийской. По Промыслу Божию, родившийся у Авраама и Сарры сын, сильнее всего возлюбил пустынническое житие и прославился в лике Великих отцов с именем Макарий. Опыт духовного пути святого подвижника запечатлен в немногих его произведениях, сохранившихся до наших времен. В их число вошли «Духовные беседы» преподобного Макария, которые сегодня мы и предлагаем вашему вниманию.***

Вниманию читателей предлагаются творения одного из величайших отцов Древней Церкви - преподобного Макария Великого, египетского пустынника IV века, последователя преподобного Антония Великого. Как рассказывает о нем святитель Димитрий Ростовский, родился святой подвижник в Египте около 301 года. По желанию родителей, которые забыли о высоком предназначении сына, в юном возрасте вступил в брак, хотя сам он желал обручиться единой нетленной невесте - чистой и непорочной девственной жизни. Вскоре после свадьбы юноша совершил трехдневное путешествие к Нитрийской горе, где в сонном видении к нему явился некий дивный муж, блистающий светом, и сказал: «Макарий! Взгляни на эти пустынные места и внимательно рассмотри их, ибо тебе предназначено поселиться здесь».

Вернувшись домой, он застал свою супругу при смерти. Вскоре она скончалась на глазах Макария, девой отойдя в вечную жизнь. Макарий возблагодарил Бога, что Он сподобил его видеть кончину жены и в назидание себе так размышлял и о своей смерти: «Внимай себе, Макарий, и имей попечение о своей душе, ибо и тебе вскоре предстоит оставить эту земную жизнь». И с этого времени он уже не стал заботиться ни о чем земном, непрестанно пребывая в храме Господнем и занимаясь чтением Священного Писания. А после смерти родителей раздал бедным всё своё имущество, и под руководством опытного старца-инока стал проходить безмолв­ное иноческое житие, день ото дня преуспевая в иноческих подвигах. Прожив три года в пустыне, он пошел к святому Антонию Великому, отцу египетского монашества, и тот с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем.

Под руководством святого аввы преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по его совету, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва до­стигнув 30-летнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым мона­хом. Здесь преподобному Макарию приходилось бороться с бесами день и ночь, и они вопили, что не могут по­бедить его, потому что он имеет великое оружие - смирение. Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священни­ка и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы св. Макарий часто посещал прп. Антония Великого, получая от него на­ставления в духовных беседах. Вместе с двумя другими его учениками он сподобился присутствовать при блаженной кончине святого аввы и как не­кое богатейшее наследие получил посох Антония. С посохом он принял и сугубо духовную силу своего наставника.

Много исцелений совершил пре­подобный Макарий, из разных мест к нему стекались люди за помощью и советом, испрашивая его святых мо­литв. Всё это нарушало уединение святого, поэтому он выкопал под своей ке­льей глубокую пещеру и удалялся туда для молитвы и богомыслия. Преподоб­ный Макарий достиг такой близости к Богу, что по его молитве Господь вос­крешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение, никогда не переставал плакать, каяться и трудиться. Святой подвижник дожил до 97 лет. Незадолго до кончины ему явились преподобные Антоний и Пахомий, и сообщили радостную для него весть о близком переходе Макария в Небесные обители. Преподобный начал приготавливаться к своей смерти и через девять дней отошёл ко Господу. Произошло это в 391 году.

60 лет провел святой авва Макарий в мертвой для мира пустыне, пребывая в постоянной беседе с Богом. Сочетая путь уединения и безмолвия с отеческой заботой о братии, подвижник поддерживал вверенных ему духовных чад не только молитвой и личным примером, но и исполненными глубокой мудрости наставлениями. Свой обильный подвижнический опыт он претворил в глубокие Богословские творения. Пятьдесят бесед и семь подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого. Мысль о том, что высшее благо и цель человека - единение души с Богом, - основная в творениях преподобного Макария. Рассказывая о способах, как достичь священного единения, святой отец основывается на опыте великих учителей египетского монашества и на своем собственном. К этому единению он призывает души верующих.

По словам святителя Феофана Затворника, наставления святого Макария, «выясняют главное дело христиан­ства - освящение падшей души действием благодати Святого Духа...». Но прежде всего человек должен измениться. Об этом прп. Макарий говорит: «Кто приходит к Богу, действительно желает быть последователем Христовым, тот должен приходить с той целью, чтобы перемениться, изменить прежнее свое состояние и поведение, показать себя лучшим и новым человеком, не удержавшим в себе ничего из свойственного человеку ветхому. Ибо сказано: «аще кто во Христе, нова тварь» (2 Кор. 5, 17). Господь наш Иисус Христос для того и пришел, чтобы изменить, преобразить и обновить естество, и эту душу, в следствие преступления низложенную страстями, создать вновь, растворив ее собственным Своим Божественным Духом. Он пришел верующих в Него соделать новым умом, новою душою, новыми очами, новым слухом, духовным новым языком, одним словом сказать, новыми людьми, или новыми мехами, помазав их светом ведения Своего, чтобы влить в них вино новое, то есть, Духа Своего».

Как отмечает святитель Феофан, прп. Макарий имеет дело с падшею душою, и научает ее, как из состояния тьмы, растления, мертвенности, в которых пребывает душа, выйти на свет, уврачеваться, ожить. А тем, кто сомневается и говорит, что сильно грешен и не может уже измениться, прп. Макарий напоминает: «Все возможно для Бога, как и было с разбойником; во мгновение времени изменен он верою и введен в рай» (44). Кроме того, по словам святого отца, «верующему должно просить о себе Бога, чтобы пременилось произволение его преложением сердца, прелагаемого из горечи в сладость. Ему должно помнить, как исцелен слепой, как кровоточивая получила исцеление, прикоснувшись к воскрилию риз, как укрощена природа львов, приведено в бездействие естество огня, потому что Бог есть высочайшая лепота; к Нему должен ты возводить ум и помыслы, и не содержать в мысли ничего иного, кроме чаяния узреть Его» (31).

Наставления прп. Макария, по мнению святителя Феофана, важны не только для тех, кто отрекся от мира, «но для всех вообще христиан. Ибо в том и христианство, - говорит он, - чтоб восстать от падения». Кроме того, преподаваемый в «Духовных беседах» многоценный мистический опыт, по учению святого отца, является доступной для всех христиан духовной реальностью. Ведь каждый из нас, вступая на путь, ведущий ко Господу, в какой-то мере отрешается от мира: от развлечений, угождения плоти, от греховных привязанностей и многого другого, что предлагает нам суетный мир в обмен на нашу бессмертную душу. Но, как учит нас святой отец, жизнь христиан должна быть направлена на то, чтобы «соделаться мужественными и готовыми идти вслед Христа». Выдержав же «всякое искушение от греха», «после испытаний и различных искушений», приемлет душа «духовное возрастание и преспеяние даже до совершенной меры бесстрастия» и «сподобится великих почестей, духовных дарований, небесного богатства, и таким образом, соделается наследницею Небесного Царствия».

 

*** По словам святителя Димитрия Ростовского, «драгоценным наследством опытной мудрости» служат для нас духовные произведения преподобного Макария Великого, предметом которых является «внутренняя духовная жизнь и преимущественно в том ее виде, как она совершается на пути созерцательного уединения. Несмотря на глубокий и малопонятный предмет, беседы и наставления опытного учителя ясны и вразумительны: духовное, столь малоизвестное для иных из нас, в устах святого Макария близко к сердцу и уму. То, что было бы темно по возвышенности духовной, у преподобного Макария приближается к разумению сравнениями и образами, которые всегда просты и тем более поразительны». «Духовные беседы» святого отца содержат необходимое практическое руководство для духовной жизни христиан, поэтому будут полезны широкому кругу читателей. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать