9 марта. Первое и Второе Обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

9 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 9 марта (24 февраля ст. стиль).

 

Сегодня четверг второй седмицы Великого поста.

Церковь вспоминает Первое и Второе Обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в IV и в V веках.

А также чтит память прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах подвизавшегося в XII веке.

Прославляется икона Божией Матери «Рождество Пресвятой Богородицы “Сокольская”».

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем события первого и второго обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в IV и в V веках. Предание доносит до нас такие сведения. После казни Иоанна Крестителя его тело было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.

Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине вельможи церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого, когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки обрели святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь. Но ему явился сам святой Иоанн Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках.

Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству.

Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ей для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 году архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем – в Константинополь.

Братья и сестры, эти сведения могут быть для нас любопытными, но практической ценности сейчас они для нас почти не имеют. Это потому, что Православная Церковь, особенно в Византии, претерпела за полторы тысячи лет массу разрушительных войн и нашествий. Был изготовлен ряд подделок, и теперь мы уже не можем с достоверностью сказать, где же находится подлинная глава святого Предтечи Спасова Иоанна. Многие монастыри Запада и Востока претендуют на истинность своих реликвий, и остается лишь спорить. Но главное, к чему призывает нас сегодняшний праздник, – это в очередной раз задуматься: почему же мы почитаем мощи?

Очень хороший и подробный ответ нам дает профессор богословия Оксфордского университета, архипастырь Константинопольской Православной Церкви митрополит Диоклийский Каллист Уэр в своей книге «Православная Церковь»:

«Обожение затрагивает также и тело. Коль скоро человеческая личность есть единство тела и души, и коль скоро воплощенный Христос искупил и спас всецелую человеческую личность, отсюда следует, что “наше тело обоживается в то же время, что и душа” (как писал преподобный Максим исповедник). В том подобии Богу, которое призваны осуществить мы, люди, тело тоже играет свою роль. Однако полное обожение тела произойдет лишь на Судном дне. Ибо в нынешней жизни слава святых – это, как правило, внутренний свет, свет одной лишь души, но когда праведные воскреснут и облекутся духовным телом, тогда их святость явится и вовне. Тела святых внешне преобразятся божественным светом, как тело Христа преобразилось на горе Фавор. Но даже в этой земной жизни некоторые святые испытывали начатки видимого телесного обожения. Святой преподобный Серафим Саровский – наиболее известный, но отнюдь не единственный пример. Когда Арсений Великий молился, ученики видели его “подобным огню”; и о другом отце-пустыннике передавали: “Как Моисей стяжал образ славы Адама, когда лицо его озарилось, так и авва Памбо казался подобным молнии и был словно царь, восседающий на престоле”. По словам Григория Паламы: “если в будущем веке тело вместе с душой будет причастно невыразимому блаженству, оно, по мере возможности, несомненно должно разделять с ней эту причастность уже теперь”.

Ввиду того, что православные верят в освящение и преображение тела вместе с душой, они благоговейно почитают мощи святых. Подобно римо-католикам, они верят, что божественная благодать, присутствовавшая в телах святых при жизни, сохраняет действенность и после смерти – в их мощах – и что Бог пользуется этими мощами как проводниками своей божественной силы и средством исцеления. В некоторых случаях тела святых чудесным образом избегали тления, но даже когда этого не происходило, православные оказывали равное почитание мощам святых. Это почитание мощей происходит не от невежества и суеверия, а от высокоразвитого богословия тела».

Святый Предтече и Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы