Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 8 января (26 декабря ст. стиль).
Сегодня, в день воскресный, начались святки и попразднство Рождества Христова.
Мы празднуем Собор Пресвятой Богородицы, а также память святых: правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня по плоти. Прпп. Константина Синадского и Евареста Студита. Сщмч. Евфимия, епископа Сардийского VIII – начала IX века. Прп. Никодима Тисманского XIV века.
Святых XX века: сщмчч. Леонида (Антощенко), епископа Марийского; пресвитеров Александра Волкова, Димитрия Чистосердова, Николая Тарбеева, Михаила Чельцова, Николая Залесского, Александра Крылова, Григория Сербаринова и диакона Михаила Смирнова; прмчч. Исаакия Оптинского (Бобракова) и Василия (Мазуренко); прмцц. Анфисы (Сысоевой), Макарии (Сапрыкиной), Августы (Защук), Марии Лактионовой и мц. Агриппины Лесиной.
Прославляются иконы Божией Матери: Виленская -Остробрамская, «Трех Радостей», Байбузская, «Милостивая», Барловская («Блаженное Чрево»), «Помощница в родах».
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, в январе 1919 года, на второй день Рождества Христова, по распоряжению властей Эстляндской трудовой коммуны в Нарве были расстреляны два священника: протоиерей Димитрий Чистосердов и иерей Александр Волков. Оба пастыря, плечом к плечу принявшие свою смерть, вместе несли свою службу, имели сходные вехи в своих биографиях. Они служили в соседних храмах города Нарвы на ивангородской стороне. Отец Александр – в Успенской церкви в крепости, а отец Димитрий – в Знаменской церкви у Петербургского тракта.
Иерей Александр Волков родился в Нарве в 1873 году в семье священника. Отец его был протоиереем и настоятелем нарвской ивангородской Успенской церкви. Вырастив сына, ивангородский настоятель отдал его в Санкт-Петербургскую семинарию, которую Александр окончил в 1893 году по первому разряду.
По окончании курса 20-тилетний Александр Волков был направлен учителем в Меррекюльскую церковно-приходскую школу. Через три года молодой преподаватель подает прошение о переводе в Александро-Невское духовное училище, в котором ему предстоит трудиться на протяжении десяти лет, вплоть до своего отъезда в Нарву. Здесь он сменил несколько должностей, и эта разносторонняя деятельность была его подготовкой к дальнейшему пастырскому служению.
6 ноября 1901 года последовало рукоположение Александра Волкова в сан диакона. В 1904 году за усердную службу он был награжден орденом Святой Анны III степени. 6 ноября того же года отец Александр был рукоположен во священника. Три года отец Александр служит в Санкт-Петербурге. Он преподает в Александро-Невском духовном училище и совершает богослужения в церкви преподобного Сергия Радонежского при Громовском приюте.
В 1907 году в жизни отца Александра произошли серьезные перемены. 27 сентября в возрасте 71 года уволился на покой его отец, протоиерей Павлин Волков. В связи с уходом за штат своего отца иерей Александр в 1907 году был определен на вакансию к Успенской нарвской ивангородской церкви.
Свободное от служения время ивангородский настоятель посвящал преподаванию Закона Божия. Несмотря на существование в городе нескольких приходов и немалого количества пастырей-педагогов, отец Александр состоял законоучителем сразу трех учебных заведений.
Такой же – исполненной трудов на благо Церкви – была жизнь и другого нарвского пастыря, отца Димитрия Чистосердова, служившего по соседству с отцом Александром Волковым. Служил батюшка Димитрий в Знаменском ивангородском храме.
Протоиерей Димитрий был уроженцем Санкт-Петербургской губернии, родился он 14 октября 1861 года в семье диакона. Окончив Петербургскую семинарию по первому разряду в 1882 году, выпускник Димитрий Чистосердов, как и отец Александр, первое время трудился в Александро-Невском училище в качестве комнатного надзирателя. 3 февраля 1889 года он был рукоположен во священника и определен к Знаменской церкви Ивангорода, в которой прослужил настоятелем 30 лет, вплоть до своей мученической кончины.
Священник Димитрий Чистосердов занимал многие руководящие посты в церковной жизни епархии. Он являлся благочинным одновременно двух округов: церквей города Нарвы и 1-го округа Ямбургского уезда. Помимо этого, протоиерей Димитрий был председателем Ямбургского отделения епархиального училищного совета и уездным надзирателем церковно-приходских школ. Несмотря на загруженность, он не оставлял и школьного дела, преподавая Закон Божий в трех школах.
Авторитет его был столь велик, что даже в 1917 году, когда население и многие прихожане были настроены революционно и когда священнослужители везде отстранялись от управления приходами и братствами, он на общем собрании приходов города единственный из духовенства был избран членом совета нарвского отделения Братства Пресвятой Богородицы.
Октябрьский переворот 1917 года со временем дал знать о себе и в Нарве. В ноябре немецкая военная власть, утвердившаяся в Эстляндии в ходе Первой мировой войны, сменилась диктатурой большевиков. Совершив насильственный захват власти и объявив Эстонию трудовой коммуной, представители нового режима первым делом взялись за очищение страны от «религиозного дурмана».
10 декабря 1918 года Совет Эстляндской трудовой коммуны издал декрет о выселении из страны всех лиц духовного звания, как распространителей ложного учения. Через два дня вышло новое постановление, запрещавшее совершение богослужений. А 30 декабря Управление внутренних дел передало все культовые здания в распоряжение местных исполнительных комитетов.
Фактически эти декреты преследовали цель полного уничтожения Церкви в пределах Эстонии. На основании этих указов все нарвское духовенство было арестовано. Священникам было выдано предписание — покинуть страну в течение 24 часов. Не были депортированы только трое из них: отец Александр Волков, отец Димитрий Чистосердов – они были расстреляны – и священник Владимир Бежаницкий, которого подвергли издевательствам. Никакого расследования по делам высылаемых и расстреливаемых не проводилось, списки составлялись заранее.
Иерей Александр Волков и протоиерей Димитрий Чистосердов были расстреляны как черносотенцы, хотя в политической деятельности они замешаны не были. На второй день Рождества Христова, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, 8 января 1919 года их вывели за пределы города и предали мученической смерти.
Святые священномученики Александре и Димитрие, молите Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!