8 мая. Преподобный Василий Поляномерульский

8 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 8 мая (25 апреля ст. стиль).

 

Сегодня день воскресный, или Неделя 2-я по Пасхе. Антипасха, или Фомина неделя. Фоминой эта неделя называется потому, что апостол Фома пропустил встречу с Воскресшим Спасителем в день самой Пасхи и не поверил другим апостолам, что Господь воскрес. Он сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Евангелие от Иоанна повествует: После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 25–29).

Братья и сестры, в нашем языке «благодаря» советскому времени укоренилась масса устойчивых иронических выражений евангельского или церковно-исторического происхождения. Многие употребляют их, совершенно не задумываясь об изначальном смысле и кощунственности подобного рода выражений. Как пример выражение «ах, ты, Фома неверующий», напрямую связанное с сегодняшним днем. Используется оно в смысле неверия человека в какие-то материальные факты или житейские обстоятельства. Но разве можно использовать всуе имя святого апостола Фомы и ссылаться на сомнение апостола в Воскресение Христово ради каких-то нелепых житейских споров и сомнений? Что это, как не кощунство? Или выражение «Филькина грамота». Вообще-то, изначально не «Филькина грамота», а разоблачительные и увещевательные письма митрополита Московского и всея Руси, святителя и священномученика Филиппа. Это царь Иван Грозный, фактический убийца святителя Филиппа, так презрительно называл обличающие его послания. И неужели мы будем своей речью уподобляться кровавому убийце, а святого угодника Божия называть Филькой? Да не будет этого. Или еще хуже, когда люди, стараясь показаться благочестивыми, в день какого-то церковного торжества говорят «а не причаститься ли нам?» – подразумевая намерение отметить праздник и выпить чего-нибудь спиртного. Братья и сестры, мерзость пред Богом подобные выражения.

Но вернемся к святым этого дня. Кроме святого апостола Фомы мы творим память: апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильвестра Обнорского, подвижника XIV века. Прп. Василия Поляномерульского XVIII века. Сщмч. Сергия Рохлецова, пресвитера, почившего в 1938 году.

Прославляются иконы Божией Матери: «Цареградская», «Озерянская» и «Сладкое Лобзание».

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня речь пойдет о преподобном Василии Поляномерульском. Родился святой в 1692 году, предположительно в Малороссии. От юности своей он, охваченный божественным желанием, удалялся в пустынные и уединенные места, чтобы приобщиться к равноангельской жизни других подвижников. Около 1713 года вместе с другими монахами он удалился в скит Долгоуцы, расположенный в лесу на границе Валахии и Молдавии. Василий руководил им в течение 20 лет. Но поскольку это место не принесло ему того покоя, которого он искал, чтобы посвятить себя нерассеянной молитве, он построил скит в отдалении от обитаемых мест, в Пояна Мэрулуй, или Мерлополянах (что по-русски означает «Яблоневая поляна»), в долине Бузэу. Ныне это уезд Вранча в Румынии.

В 1733 году благодаря поддержке князя Константина Маврокордата он построил там деревянную церковь и кельи, продолжая руководить духовной жизнью скита Долгоуцы. Предоставив свидетельства чистоты своей веры и подлинности подвижнической жизни, преподобный Василий добился для скита статуса ставропигиальной обители. Тем самым он перешел непосредственно в ведение Валашского митрополита, который имел право вмешиваться в монастырские дела только в случае уклонения братии от православной веры.

Жизнь в Поляномерульском скиту была устроена по Афонскому уставу, и обитель слыла второй Святой Горой. Старец Василий сам много раз бывал на Афоне и во время своего второго пребывания там постриг преподобного Паисия (Величковского) в малую схиму. Рассказывая ему об опасности уединенной жизни, он посоветовал ему предпочесть общежитие, которое позволяет монаху обнаружить собственные слабости и познать свою меру и покаяться, каждый день обращаясь с молитвой ко Господу, чтобы сподобиться Его благодати. Иначе монах будет носить в себе тщеславие и гордыню, не замечая, что следует своим собственным страстям. Расставаясь со святым Паисием, старец Василий передал ему суть того образа жизни, которого ревностно придерживался сам.

Помимо молитвы, монахи Поляномерульского скита занимались переводом творений святых отцов-подвижников. К сочинениям трех из них старец Василий составил драгоценные предисловия, в которых он разъясняет, как именно следует понимать то, что святые отцы пишут о молитве Иисусовой. Указывая на опасность исключительно телесного подвига, он подчеркивает важность духовного трезвения и внутренней молитвы, доступной также и мирянам. Хотя святой отдавал предпочтение Иисусовой молитве, он настаивал также на важности церковных служб, однако продолжительность их, считал он, должна быть умеренной.

Старец Василий, сам того не желая, прославился по всей румынской земле. Он даже был приглашен на Церковный Собор, созванный в 1749 году в Бухаресте, когда там находились патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Как писал преподобный Паисий (Величковский), епископы испытали его веру и духовное учение и нашли святого человеком непорочным и непоколебимым в православной вере, признав, что он пребывает в «знании Божественного Писания и учения богоносных отцов […] и в рассуждении духовном и всесовершенном ведении священных правил святой Восточной Церкви».

Приуготовив путь развитию исихастской традиции, старец Василий почил в мире 25 апреля 1767 года в Пояна Мэрулуй. В этом скиту его мощи покоятся и по сей день, в безвестном месте.

Преподобне отче Василие, моли Бога о нас!

Христос Воскресе, дорогие телезрители! Всего вам доброго!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать