8 февраля. Благоверный Давид III Возобновитель

8 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 8 февраля (26 января ст. стиль).

 

В этот день Святая Церковь творит память: мчч. Анании пресвитера; Петра, темничного стража, и с ними семи воинов в III веке пострадавших. Прп. Симеона Ветхого, игумена (IV). Прпп. Ксенофонта Константинопольского, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V-VI).

Перенесение мощей прп. Феодора Студита в 845 году.

Свт. Иосифа, архиепископа Солунского (Фессалоникийского) VIII – первой половины IX веков. Прп. Ксенофонта Робейского, игумена XIII века. Блгв. Давида III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии XI–XII веков.

Мч. Иоанна Попова.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы мысленно перенесемся в пределы Грузии и поговорим о святом, который стал одной из ключевых фигур в истории этого государства. Святой благоверный Давид III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии, родился в 1073 году и в современных исторических трудах называется Давидом IV Строителем. Господь избрал его для того, чтобы освятить и прославить как выдающегося государственного, культурного и церковного деятеля Грузии. Давид был воспитан своим духовником – преподобным Арсением Икалтойским, известным богословом и ученым-энциклопедистом.

В 1089 году дворцовые придворные, бывшие противниками азнаурской знати, осуществили политический переворот. Царь Георгий II, будучи еще нестарым человеком, вынужден был возвести на престол своего шестнадцатилетнего сына Давида, а сам отстранился от государственных дел.

В 1099 году повзрослевший царь Давид решил прекратить платить дань сельджукскому султану и тем самым дал повод к началу военных действий. Давид Возобновитель начал создавать новую армию, состоявшую из поселян-воинов и выслужившихся азнауров, которые на время военной службы получали от царя земельные участки.

В XI веке начинается эпоха крестовых походов. В 1097 году крестоносцы успешно потеснили турок-сельджуков в Малой Азии и Сирии, а в 1099 году заняли Палестину и Иерусалим. Ободренная успехами крестоносцев Византия также предпринимает эффективные меры против сельджуков. Таким образом внешнеполитические события складываются в пользу Грузии, теперь она уже не была одинока в своей борьбе с мусульманами.

Наименование «Возобновитель» дал святому царю Давиду грузинский народ за его великие труды по восстановлению своей страны и укреплению Грузинской Православной Церкви. Грузия, безжалостно опустошенная турками, страдавшая от междоусобиц, под скипетром Давида Возобновителя объединилась в сильное централизованное государство.

Грузинская Церковь, в процветании которой царь видел залог незыблемости и единства государства, являлась предметом его особого попечения. Святой Давид отличался глубоким благочестием, свято чтил церковные каноны и своей властью охранял их и утверждал. По инициативе святого Давида Возобновителя в 1103 году был созван Церковный Собор в Руиси, постановления которого содействовали укреплению канонической жизни Церкви и утверждению церковного благочиния.

Человек высокообразованный, святой Давид поощрял развитие наук. Он основал Гелатскую и Икалтойскую академии. В царствование святого Давида Строителя в Грузии были воздвигнуты десятки храмов и монастырей, создавались новые и расширялись старые города. Много забот уделял благоверный царь благосостоянию и процветанию грузинских обителей в Палестине и на Синае, в Антиохии и на Святой Горе Афон. Когда Давид решил воздвигнуть храм во имя великомученика Георгия, к помощи которого он постоянно прибегал в своих освободительных битвах, то святой Георгий явился ему в видении и указал место постройки церкви.

Понимая миротворчество как следование заповеди Господней, царь Давид примирил кипчакского хана Атрака с осетинами и водворил мир в Дарьяльском ущелье. В 1122 году святой царь Давид освободил Тбилиси и перенес туда столицу из Кутаиси, сделав его своим стольным городом. Грузинская столица, четыреста лет находившаяся в руках чужеземцев, теперь вновь принадлежала Грузии.

В 1123 году, незадолго до кончины, благоверный царь освободил Армению от турецкого засилья. Он повелел вновь освятить храмы, превращенные турками в мечети. Забота царя Давида о воссоединении с Армянской Церковью выразилась в созыве Церковного Собора в городе Ани, на котором часть армянских епископов-монофизитов склонилась к принятию православия, хотя, увы, в целом Собор не привел к желаемым результатам.

Патриотические подвиги святого Давида не мешали ему совершать подвиг духовный. С юных лет святой имел основу премудрости – страх Божий, побуждавший его к добрым делам и намерениям. Любимым занятием святого было чтение Священного Писания. О его высокой духовности свидетельствует составленный им «Покаянный канон», состоящий из девяти скорбных и умилительных песней.

Почувствовав приближение смерти, святой царь Давид составил духовное завещание, в котором, передавая управление страной своему сыну Димитрию, писал: «Ныне Промыслом Правосудного Бога отзываюсь я, а на царство наследственное призывается он... Все совершил я силой Честного Животворящего Древа и ему вручаю это осчастливившее меня Знамение». Причастившись Святых Таин, «со славословием на устах он предал свою душу Господу, на 53-м году жизни, в субботу 24 января 1125 года».

Царь был погребен в Гелатском монастыре, при входе в привратную церковь. Спустя некоторое время его мощи, прославленные знамениями милости Божией, были перенесены под престол соборного храма. В конце XIII века царь Давид Возобновитель был прославлен в лике святых благоверных царей, тогда же ему была составлена служба.

Святый благоверный царю Давиде, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать