8 августа. Преподобный Моисей Угрин

8 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 8 августа (26 июля ст. стиль).

 

Сегодня Святая Церковь творит память: прмц. II века Параскевы Римской; сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, пресвитеров Никомидийских, пострадавших около 305 года; прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних Киевских пещерах подвизавшегося в XI веке; сщмч. Сергия Стрельникова, пресвитера, убиенного в 1937 году.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы посвятим время преподобному подвижнику с очень сложным и необычным жизненным путем. Преподобный Моисей Угрин Печерский, по происхождению венгр, был братом преподобного Ефрема Новоторжского и Георгия. Вместе с ними он поступил на службу к святому благоверному князю Борису, а после убийства в 1015 году на реке Альте святого Бориса, вместе с которым погиб и Георгий, святой Моисей бежал и скрывался в Киеве у Предславы, сестры князя Ярослава.

В 1018 году польский король Болеслав I, вошедший в историю с прозвищем Храбрый, призванный своим зятем Святополком Окаянным, двинулся на Волынь, разбил его брата и соперника Ярослава Мудрого на берегах Буга, овладел Киевом и вместо того чтобы передать город Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нем. Но киевляне, возмущенные неистовствами польской дружины, начали избивать иностранных воинов, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи. Болеслав насильно взял себе в наложницы Предславу Владимировну, любимую сестру Ярослава Мудрого, к которой ранее сватался и получил отказ, а затем, покидая Киев, увез ее в Польшу. Вместе с Предславой и другими святой Моисей попал в Польшу в качестве пленника.

Высокий и стройный красавец, Моисей Угрин обратил на себя внимание одной богатой польки-вдовы, которая загорелась к нему страстным желанием и захотела сделать его своим мужем, выкупив из плена. Святой Моисей решительно отказался менять плен на рабство у женщины. Его давнишней мечтой было принять ангельский образ. Однако, несмотря на отказ, полька купила пленника.

Она пыталась всячески совратить юношу, но он предпочитал голодные муки пышным пирам. Тогда полька стала возить преподобного Моисея по своим землям, думая, что он прельстится властью и богатством. Святой сказал ей, что не променяет духовные богатства на тленные вещи этого мира и станет иноком.

Проезжавший через те места афонский иеромонах постриг святого Моисея в иночество. За это полька приказала растянуть Моисея на земле и страшно избить его палками. Она добилась у Болеслава разрешения делать с пленником все, что угодно. Бесстыдная женщина однажды велела насильно положить святого Моисея с собой на постель, но и этим ничего не добилась. После этого полька велела давать пленнику каждый день по сто ударов, а в результате решила оскопить его.

Вскоре Болеслав воздвиг гонение на всех иноков в стране. Но его постигла внезапная смерть. В Польше поднялся мятеж, во время которого была убита и вдова. Оправившись от ран, пленник пришел в Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания как победитель и храбрый воин Христов. Господь дал ему силу против страстей. Один брат, одержимый блудной страстью, пришел к преподобному Моисею и молил его помочь ему, говоря: «Даю обет сохранить до смерти все, что ты велишь мне». Святой сказал: «Никогда в жизни ни с одной женщиной слова не говори». Брат обещал исполнить совет преподобного. У Моисея была в руке палка, без которой он не мог ходить от полученных ран. Этой палкой он ударил в грудь пришедшего к нему брата, и тот тотчас был избавлен от искушения.

Моисей Угрин подвизался в Печерском монастыре десять лет и скончался около 1043 года. Он был погребен в Ближних Киевских пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений.

Братья и сестры, не только монахам, но и мирянам часто нужна помощь в борьбе с блудной страстью. С одной стороны, это актуально для людей, которые еще не вступили в брак, а с другой стороны, даже в браке нередко случается так, что диавол своими кознями создает все возможности для измены одного из супругов.

Если говорить о  монашествующих, то для них любое влечение к противоположенному полу является нежелательным, потому как принимая постриг они становятся на путь для человека противоестественный. Ведь иноки стремятся не просто к совершенству, а к ангельскому образу. Они отвергают совершенно нормальное свойство нашей человеческой природы, о котором сказано: оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Мк. 10, 7-8). Монашество – жизнь против собственного естества – удел не всех, но избранных, единиц.

А если говорить о людях, живущих в миру, то наша задача не идти против своего естества, против сил своей души, а направить их в нужное русло, в русло, уготованное Господом. Ведь любая страсть – это извращенная добродетель. Влечение к противоположенному полу, созданное Богом для умножения любви в семье, для объединения двух людей в таинственный союз по образу Христа и Церкви, извращаясь, становится блудом и изменой. Потребность человека в пище и питии, созданная для того, чтобы человек, наслаждаясь Божиим творением, восхвалял Господа, становится чревоугодием и пьянством. И так далее.

Возможно, монашеский путь в чем-то даже легче, ведь часто проще отказаться совсем, чем выбрать средний, «царский путь». Например, иногда проще не пойти в гости, чем пойти и не согрешить празднословием, осуждением и объедением. Но каждый выбирает сам, как поступать. А преподобному Моисею могут молиться все: и те, кому удел жизни в одиночестве кажется более богоугодным, и те, кому семейное счастье пытается испортить враг рода человеческого.

Преподобный отче Моисее, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы