7 ноября. Димитриевская Родительская Суббота

7 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 7 ноября  (25 октября ст. стиль).

Сегодня Святая Церковь благословляет нас уделить особое внимание нашим почившим родственникам и знакомым. Эта суббота называется Димитриевской.

Также творится память: прав. Тавифы Иоппийской, воскрешенной св. ап. Петром; мч. III века Анастасия Аквилейского;  мчч. IV века Маркиана и Мартирия; прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских подвижников XIII-XIVвека, в Дальних пещерах почивающих; прписп. Матроны (Власовой), инокини преставившейся в 1963 году.

Прославляется икона Божией Матери Валкурийская.

Именинников поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, Димитриевская родительская Суббота – это суббота перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского. По русской традиции в этот день, несмотря на то, что в богослужебном уставе он не отмечается как заупокойный, совершается поминовение усопших. Существует распространенное, ставшее традиционным мнение, что Димитриевская родительская суббота установлена великим князем Димитрием Донским в честь знаменитой победы на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года. И что великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября (памятью святого Димитрия Солунского – днем тезоименитства самого князя Димитрия Донского).

Но «Православная энциклопедия» дает нам несколько иные сведения. Так в XVII веке Димитриевская родительская суббота еще не связывалась с победой на Куликовом поле. Сам святитель Филарет Дроздов не выражает полной уверенности в связи повсеместного поминовения усопших осенью с поминовением преподобным Сергием падших в Мамаевой битве. Откуда же изначально появилась традиция поминовения усопших в этот день?

Сейчас в среде православной молодежи можно встретить сильную волну протеста, вызванную сильно популяризируемым в светском обществе западным «праздником» Хэллоуин. На страницах пестрят лозунги вроде «Давайте не будем позориться, в России нет праздника Хэллоуин!» И снова «Православная энциклопедия» помогает нам разобраться в причинах осеннего умопомешательства светской молодежи. У древних кельтов одним из главных праздников года был Са́майн, Самхейн или Сауин - праздник окончания теплого времени года. В этот день, согласно верованиям кельтов, исчезали обычные преграды между миром смертных и потусторонним миром, так что люди могли побывать в загробном мире, а духи приходить на землю и даже вмешиваться в дела смертных. С этим днем связывались некоторые важные события в кельтской мифологии и истории. Представление об особой близости к обитателям потустороннего мира стало основой для совмещения Сауина с поминовением усопших.

В VIII веке в Риме, а с IX века повсеместно на Западе - 1 ноября стало праздноваться как День всех святых (или All-Hallows-Even). В начале XI века аббат Клюнийского монастыря Одило закрепил за 2 ноября поминовение всех усопших верных; эта традиция получила широкое распространение в латинской Церкви. Многие исследователи видят в установлении этих дней попытку воцерковить языческие обычаи европейских народов. И, конечно, языческие элементы проникли в западную традицию. Как же не одеться в страшилище и не напугать соседа, когда по всем верованиям потусторонний мир в это время так рядом?

На Руси в народной среде Димитриевская родительская суббота, или как ее еще называли, Дедова суббота, считалась одним из главных поминальных дней, что также связано с язычеством. Середина осени, как и середина весны, – одни из важнейших моментов годового цикла, они имели большое значение для культа предков, что также отразилось в народных традициях и обрядах на родительскую субботу. На Руси в эту субботу традиционно готовилось обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников. Слава Богу, но наша православная традиция смогла как-то победить языческое наполнение осенних заупокойных праздников, а западная, к сожалению, сейчас возвращается на пути язычества.

Поэтому нам с нашими народными традициями очень важно не наступить на грабли западных христиан. Ведь мы тоже не всегда придерживаемся строгости нашего православного вероучения. Многие по весне участвуют в сожжении куклы Масленицы, что, конечно, является прямым подражанием языческим жертвоприношения. Или мы предаемся чрезмерному веселью и утехам на подготовительных неделях Великого Поста, что особенно неуместно в Неделю мясопустную или «О Страшном Суде», ту самую, что зовется масленицей.

Как до́лжно провести родительскую субботу? Главное здесь  - молитва и Евхаристия. Молитва – это наш разговор с Богом. Евхаристия – средство объединения всех нас, живых и усопших, в одно Тело Христово. Участие в Божественной литургии самым непосредственным образом связывает нас с нашими усопшими, помогает им, а они нам. Конечно, нельзя забыть и о местах упокоения наших сродников, но ко всем традициям, связанным с усопшими, необходимо подходить с серьезным размышлением. Не подражаем ли мы язычникам, когда оставляем на могиле стакан с водкой для покойника? Не жертвоприношение ли это предкам? Такая жертва есть грех. Лучше раздать милостыню беднякам или подарить что-нибудь малоимущей семье и попросить помолиться за того, кому необходимо упокоение во святых обителях Божиих.

Покой, Господи, души всех от века почивших раб Твоих.

Диакон Михаил Кудрявцев 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы