Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 7 марта (23 февраля ст. стиль).
Началась неделя Сырная, или в народе – Масленица. Всю неделю разрешено вкушение любой скоромной пищи, кроме мяса.
Сегодня Церковь совершает память: сщмч. Поликарпа, Смирнского епископа II века. Прп. Александра Константинопольского, первоначальника обители «Неусыпающих», и прпп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских (V).Прп. Поликарпа Брянского, игумена XVI – начала XVII века.
Сщмчч. XX века Алексия Никольского, Николая Дмитрова, Михаила Ражкина, пресвитеров, и мч. Сергия Бородавкина.
Празднуется обретение мощей блж. Матроны Московской в 1998 году.
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня с вами обратимся к памяти одного из непосредственных учеников святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Святитель Поликарп, епископ Смирнский, родился около 70 года, жил в Малой Азии, в городе Смирне. Рано оставшись сиротой, он был воспитан благочестивой вдовой Каллистой. После смерти приемной матери Поликарп раздал свое имение и стал вести целомудренную жизнь, служа больным и немощным. Его очень полюбил и приблизил к себе святой Вукол, первый епископ Смирнский. Он посвятил Поликарпа в диакона, поручив ему проповедовать в храме слово Божие.
В то время был еще жив сам апостол Иоанн Богослов. Поликарп был особенно близок к евангелисту Иоанну, которого сопровождал в его апостольских путешествиях. Святитель Вукол рукоположил святого Поликарпа во пресвитера, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру. С большим почтением относился к Поликарпу святой Игнатий Богоносец. По пути в Рим, где святого Игнатия ожидала казнь на арене, он писал святому Поликарпу: «Как кормчим нужны ветры или обуреваемому – пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога».
В 154 году святой Поликарп путешествовал в Рим при папе Аниките, и был там принят с уважением. Епископы говорили между собою о разных вопросах и между прочим о праздновании Пасхи. В это время уже обнаружилось обрядовое разногласие между отдельными Церквами, за которым чувствовалось разное понимание смысла и значения величайшего христианского праздника. Вскоре вспыхнули по всем Церквам горячие споры, так что понадобилось собираться соборам для примирения и выяснения вопроса. Святой Ириней так вспоминает о споре Поликарпа с папой: «Ни Аникита не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он всегда соблюдал, живя с Иоанном, учеником Господа, и обращаясь с остальными апостолами, ни Поликарп не убедил Аникиту соблюдать, ибо Аникита говорил, что обязан сохранять обычаи предшествовавших ему пресвитеров». О соблюдении чего шел спор? В малоазийских Церквах Пасху праздновали 14 ниссана, по примеру самого Господа Иисуса Христа, именно в этот день совершившего Тайную Вечерю. При этом совершалось воспоминание страстей Христовых – Пасха крестная. В Риме и в некоторых других Церквах праздновали ближайший за 14 ниссана воскресный день в память Воскресения Христова, Пасху воскресную – таинство Воскресения. Соблюдение ветхозаветного срока, несомненно, опиралось на апостольский пример и обычай, на что ссылается и Поликарп. В частности, для малоазийских Церквей несомненно решающим был пример апостола Иоанна Богослова. Обычай праздновать день Воскресения не был только римским. Скорее всего, он с самого начала установился в Церквах из язычников, среди них Римская была самая влиятельная. Здесь еще не было разделения между Востоком и Западом. Потому в конце II века, как свидетельствует Евсевий, на соборах «единодушно было положено общим правилом праздновать таинство Воскресения Господня не иначе, как в день воскресный».
Когда на римский престол вступил император Марк Аврелий, на христиан было воздвигнуто одно из жесточайших гонений того времени. Язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа – «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии». В это время святитель Поликарп по настоятельной просьбе своей паствы пребывал в небольшом селении недалеко от Смирны. Когда воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу. Его страдания и смерть описаны в «Послании христиан Смирнской Церкви к другим Церквам» – одном из самых древних памятников христианской письменности. Будучи приведен на суд, святитель Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников и иудеев стала требовать, чтоб он был убит мечом. Когда святому Поликарпу нанесли рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя. Тело священномученика Поликарпа сожгли. Смирнские христиане с благоговением собрали его честные останки, свято чтя его память.
Сохранился рассказ о святом Поликарпе его ученика, святого Иринея Лионского, который приводит историк Евсевий в «Церковной истории»: «Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа, – обращается святой Ириней к своему другу Флорину. – [...] Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, – то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах [... ]По милости Божией ко мне я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца...».
При жизни святитель написал несколько посланий к пастве и писем к разным лицам. До нашего времени дошло его послание к филиппийцам, которое, по сообщению блаженного Иеронима, читалось в малоазийских церквах за богослужением.
Священномучениче Поликарпе, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!