7 августа. Священномученик Николай Удинцев, пресвитер

7 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 7 августа (25 июля по ст. стилю)

 

Сегодня Святая Церковь вспоминает:

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Память V Вселенского Собора 553 года.

Свв. жен IV – начала V вв. диаконисы Олимпиады и прп. Евпраксии девы, Тавеннской.

Прп. Макария Желтоводского, Унженского, подвижника (XIV–XV вв.).

Сщмчч. начала XX века Николая Удинцева и Александра Сахарова, пресвитеров; и исп. Ираиды Тиховой, почившей в 1967 году.

Празднуется собор Смоленских святых.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы почтим память священномученика Николая Удинцева. Родился он 4 апреля 1862 года в семье отца Александра Удинцева, священника села Скородумского Ирбитского уезда. Обучался в Пермской духовной семинарии, но по собственному прошению был уволен из нее при переходе в пятый класс.

После этого Николай Александрович поступил на должность учителя народных школ в Ирбитском уезде и до 1890 года преподавал сначала в школах нескольких сел, а затем – в народном училище села Голубковского. В это время он вступил в брак с дочерью диакона Антониной Михайловной Ласиной, и в 1890 году у них родился первенец – сын Александр, а еще через два года – сын Дмитрий.

15 ноября 1892 года Николай Александрович был рукоположен в сан диакона и определен для служения в церковь в честь Трех Святителей Нижне-Туринского завода Верхотурского уезда.

В 1894 году отец Николай удостоился рукоположения в сан священника и был назначен на служение в Петро-Павловскую церковь села Петропавловского Верхотурского уезда. Вскоре его перевели в Воскресенскую церковь села Верх-Ницинского Ирбитского уезда.

Приблизительно в это же время отец Николай стал членом братства святого праведного Симеона Верхотурского и Православного миссионерского общества. Образованное в 1886 году братство святого Симеона действовало в двух основных направлениях: просветительском и миссионерском, прежде всего – противораскольническом.

Кроме того отец Николай состоял членом-сотрудником Императорского православного палестинского общества по Екатеринбургскому отделу.

После тринадцати лет служения в селе Верх-Ницинском отец Николай с семьей был переведен летом 1907 года сначала в село Петропавловское Верхотурского уезда, через месяц – в Нижне-Синячихинский завод того же уезда, а сразу вслед за этим он был назначен сверхштатным священником в село Костинское Ирбитского уезда для служения в приписной Михаило-Архангельской церкви деревни Клевакиной. Через несколько месяцев деревня Клевакина отделилась в самостоятельный приход и стала с этого времени селом Клевакинским. В январе 1908 года батюшка был назначен в Михаило-Архангельскую церковь штатным священником. Здесь он прослужил семь лет.

В июле 1915 года батюшка был переведен для служения в Вознесенскую церковь села Коптеловского Верхотурского уезда. Прихожан храма здесь, вместе с жителями окрестных деревень, было около четырех с половиной тысяч человек.

В тревожное время начал отец Николай свое служение в Коптеловском: приближались революция и гражданская война. Летом 1918 года на Урале происходили трагические события: бои белогвардейцев с красными, аресты и убийства мирных жителей…

Положение большевиков в стране в то время стало критическим. В этих условиях на V Всероссийском съезде Советов в июле 1918 года была принята первая Конституция РСФСР, провозглашавшая защиту новой власти обязанностью всех граждан. Специальным постановлением «О строительстве Красной армии» съезд закрепил создание вооруженных сил регулярного типа на принципах принудительной мобилизации, введя Закон о всеобщей воинской повинности.

Однако насильственная мобилизация в части Красной армии, а также грабеж крестьян, осуществлявшийся продотрядами, вызвали на всей территории Урала многочисленные крестьянские восстания. Только что вернувшиеся домой после Первой мировой войны мужчины в большинстве своем отказывались вступать в ряды красных. Все эти волнения характеризовались властью как «мятежи кулаков-контрреволюционеров» и подавлялись беспощадно, с особенной жестокостью.

Подобная ситуация сложилась и в Верхотурском уезде. В ответ на приказ о мобилизации здесь по инициативе жителей села Аромашевского, расположенного рядом с селом Коптеловским, были устроены митинги с участием представителей от пятнадцати окрестных волостей. На них вынесли следующую резолюцию: «В Красную армию не вступать, большевиков не поддерживать». Аромашевцы отказывались идти воевать в Красную армию, а когда карательный отряд все же вынудил сельчан повиноваться и вступить в ряды красных, то вскоре по прибытии на фронт близ села Голубковского Ирбитского уезда мобилизованные целой ротой в сто восемьдесят человек с ружьями и пулеметами перешли на сторону белых, вступив в Народную армию.

Не менее решительно были настроены и крестьяне соседней деревни Деевой. Обезоружив отряд красноармейцев в двадцать восемь человек с пулеметами и винтовками, крестьяне, вооруженные лишь навозными вилами, железными лопатами и самодельными копьями, вырыв окопы, почти целую неделю с часа на час ожидали прихода красных. К счастью, красные больше не приходили в деревню.

Жители села Коптеловского также наотрез отказались от вступления в ряды Красной армии. Оставлять семьи и идти в самую страду воевать «за светлое будущее» никому не хотелось. Тем не менее в агитации против мобилизации был заподозрен священник села отец Николай Удинцев.

После того как рядом с Коптеловским появилась первая разведка войск Народной армии, положение красных стало особенно напряженным. Чувствуя, что вскоре им придется оставить село, они решили расправиться с отцом Николаем, к которому и раньше относились враждебно. Он принял мученическую смерть у престола Господня: озверевшие красноармейцы подняли его на штыки прямо в алтаре Вознесенского храма. Случилось это 25 июля по старому или 7 августа по новому стилю 1918 года.

Святый священномучениче Николае, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы