7 августа. Святая Олимпиада диаконисса

7 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 7 августа (25 июля ст. стиль).

 

Сегодня Святая Церковь вспоминает: Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Память V Вселенского Собора 553 года.

Свв. жен IV–начала V вв. диакониссы Олимпиады и прп. Евпраксии девы Тавеннской; прп. Макария Желтоводского, Унженского подвижника XIV–XV вв; сщмчч. начала ХХ века Николая Удинцева и Александра Сахарова, пресвитеров; исп. Ираиды Тиховой, почившей в 1967 году.

Празднуется собор Смоленских святых.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы говорим о святой угоднице Божией, служившей Святой Церкви в редком в наши дни сане диакониссы. Диакониссы – особая категория женщин в древней Церкви, принявших посвящение и несших определенное служение в Церкви. Этот сан был установлен самими апостолами, о чем мы читаем у апостола Павла в Послании к Римлянам. Но со временем, по ряду причин, этот сан потерял свою практическую актуальность и сошел на нет.

Однако сравнительно недавно к уподоблению диакониссам стремились сестры Марфо-Мариинской обители милосердия, основанной святой преподобномученицей великой княгиней Елизаветой в 1909 году. Елизавета Федоровна была сторонницей возрождения в своей обители чина диаконисс по образу первых веков христианства, которые поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении литургии примерно в роли современных иподиаконов, занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным. И вопрос о восстановлении института диаконисс действительно должен был обсуждаться на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-18 годов, но из-за революции и последующей гражданской войны так и не был решен.

Итак, сегодня вспоминается святая Олимпиада диаконисса. Она родилась во второй половине IV века и была дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой по матери знаменитого епарха Евлалия. До брака с Анисием Секундом мать Олимпиады была замужем за армянским царем Арсаком и овдовела. Когда Олимпиада была еще совсем юной, родители обручили ее с благородным юношей. Свадьба должна была состояться по достижении святой Олимпиадой совершеннолетия. Однако жених вскоре умер, а девушка не пожелала вступать в брак и предпочла девственную жизнь.

После смерти родителей она осталась наследницей большого состояния, которое стала щедрой рукой раздавать всем нуждавшимся: нищим, сиротам, вдовам; также посылала большие средства в церкви, монастыри, больницы, приюты для убогих и странников.

Святой патриарх Нектарий в конце IV века назначил Олимпиаду диакониссой. Свое служение она проходила честно и непорочно. Святая много помогала приезжавшим в Царьград святителям Амфилохию, епископу Иконийскому, Онисиму Понтийскому, Григорию Богослову, Петру Севастийскому, брату Василия Великого, Епифанию Кипрскому, служа всем с великой любовью. Имение свое она считала не своим, а Божьим, и раздавала его не только добрым людям, но и своим врагам.

Святитель Иоанн Златоуст высоко ценил святую Олимпиаду и оказывал ей свое расположение и духовную любовь. Когда ни в чем не повинного святителя несправедливо изгнали, святая Олимпиада вместе с другими диакониссами глубоко переживала это. Выходя в последний раз из церкви, святитель Иоанн Златоуст позвал Олимпиаду и диаконисс Пентадию, Проклию и Сальвину и сказал им, что возбужденное против него дело, видимо, приходит к концу, и вряд ли они еще увидят его. Он просил их не оставлять церковь и повиноваться епископу, который будет назначен вместо него, ибо Церковь не может быть без архиерея.

Патриарх Александрийский Феофил, прежде неоднократно пользовавшийся щедростью святой диакониссы, ополчился против нее за преданность святителю Иоанну и за то, что она приняла и кормила пришедших в Царьград иноков, которых он изгнал из египетской пустыни. Патриарх Феофил возводил на нее несправедливые обвинения и старался опорочить ее святую жизнь.

После изгнания Иоанна Златоуста загорелась соборная церковь Святой Софии и вслед за ней выгорела большая часть города. Всех сторонников святителя Иоанна стали подозревать в поджоге и вызывали на допрос. Тогда же пострадала и святая Олимпиада. Ее вызывали в суд, сурово допрашивали и, хотя не представили улик, присудили к уплате большой суммы за поджог, в котором она не была виновна. После этого диаконисса покинула Царьград и отправилась в Кизик (на Мраморном море). Однако враги не прекратили свои преследования: в 405 году ее осудили на заточение в Никомидии, где святая претерпела много горя и лишений. Святитель Иоанн Златоуст из своего изгнания писал ей, утешая в скорби. В 409 году святая Олимпиада скончалась в заточении.

Предание доносит до нас историю о том, что святая явилась во сне Никомидийскому епископу и повелела положить свое тело в деревянный ковчег и бросить его в море: «Куда вынесут волны ковчег, там да будет погребено тело мое», – сказала святая. Епископ выполнил повеление Олимпиады. Ковчег прибило волнами к месту, называемому Врохти, близ Царьграда. Жители, извещенные об этом от Бога, вышли на берег, приняли святые мощи блаженной Олимпиады и положили их в храме святого апостола Фомы. Впоследствии во время набегов варваров церковь была сожжена, но мощи сохранились, и при патриархе VII века Сергии были перенесены в Царьград и положены в девичьем монастыре, основанном святой Олимпиадой.

Святая Олимпиадо, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы