Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!
Сегодня Святая Церковь творит память:
Святых, пострадавших в самом начале IV века: вмч. Георгия Победоносца, мц. царицы Александры Римской, мчч. Анатолия и Протолеона.
Сщмч. Иоанна Ансерова пресвитера, почившего в 1940 году.
Прп. Софии (Хотокуриду), подвижницы ХХ века.
Вспоминается второе обретение списка Иверской иконы Божией Матери в 2012 году.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы поговорим о житии одного из самых почитаемых святых в Православной Церкви. Он стоит в одном ряду с такими святыми, как святитель Николай Чудотворец и целитель Пантелеимон. Речь пойдет о великомученике Георгии Победоносце. И казалось бы, у такого известного и почитаемого святого должно быть совершенно достоверное и подробное житие, но нет.
Традиционное минейное житие повествует нам о том, что великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в III веке в городе Бейруте у подножия Ливанских гор. Достигнув звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора и гонителя христиан Диоклетиана. Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Особенно в мучениях святого Георгия житие отличается наибольшей подробностью и жестокостью. Георгий был заключен в темницу, где на грудь ему положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в пытках. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому, и святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Повторюсь, так повествует нам средневизантийская агиографическая традиция. Но если мы отвлечемся от литературного жанра житий и обратимся к церковной науке, то обнаружим, что количество пробелов в жизни святого Георгия гораздо больше, чем объективных данных. Сперва мы посмотрим на основные исторические данные, что дошли до нашего времени. Современник святого Георгия церковный историк Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» рассказывает: «Когда впервые был оглашен указ о церквах [Диоклетиана], некий человек самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый ревностью по Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомидии в общественном месте, и разорвал его на куски как богохульный и нечестивейший. Это произошло, когда в городе находилось два властителя: один – самый старший – и другой, занимавший после него четвертую ступень в управлении. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал все, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие».
Собственно, многие предполагают, что этим мучеником, имени которого Евсевий не называет, мог быть именно святой Георгий. В таком случае это все, что нам о нем известно из достоверных источников. Важно отметить, что примерно в тот же период времени был другой Георгий – епископ Александрийский, почивший на полвека позже, в середине IV века. С этим человеком некоторое время исследователи путали святого великомученика. Ряд западных ученых даже усомнился в том, что Георгий Победоносец должен быть почитаемым святым, потому что они решили, что великомученик и Александрийский епископ – это одно и то же лицо. Ведь епископ Георгий был арианином, то есть еретиком. Он родился в Киликии, был поставщиком провизии для армии Константинополя, а когда его уличили в мошенничестве, бежал в Каппадокию. Друзья-ариане простили его после выплаты штрафа и послали в Александрию, где он был избран епископом (в противовес святому Афанасию). Он сам начал жестокие гонения на православных христиан и язычников, причем последние его и убили, подняв восстание.
Со временем ученые разобрались в исторической канве IV века, а одним из самых весомых аргументов стала сама невероятность трансформации еретика епископа в одного из самых популярных святых из числа мирян. Слишком велика была вражда между православными и арианами, чтобы приверженца ереси, да еще гонителя, могли принять за святого. Да и сочинения святителя Афанасия, в которых тот описывал своего противника, имели достаточно широкое распространение, и такая ошибка была бы просто невозможна.
Также Православная энциклопедия говорит нам о том, что существует гипотеза о существовании двух святых с именем Георгий, один из которых пострадал в Каппадокии, а другой в Лидде.
В итоге, дорогие братья и сестры, мы не находим никакой ясности в этом вопросе. Однако эта неясность не говорит о том, что мы должны усомниться в существовании такого святого, как Георгий Победоносец. Потому как есть ряд принципиальных моментов, по которым мы можем с твердостью утверждать реальность святого Георгия. Во-первых – это церковная литургическая жизнь. У нас есть масса святых, о которых мы почти ничего не знаем, но совершенно не сомневаемся в их реальности. То, что память святого вошла в литургическую, евхаристическую жизнь Церкви, в самое сердце ее духовной жизни, говорит о том, что эта память имеет действительное основание. Другой вопрос, что именно из-за огромной популярности святого Георгия Победоносца в его житиях возникло такое количество поздних вставок и вымысла.
А во-вторых – это жизнь великомученика Георгия в Церкви сейчас. Реальность святых всегда проверяется и утверждается личным опытом каждого из нас, огромного количества верующих людей, которые получают четкий отклик и несомненную помощь от святого. Потому будем с твердой верой обращаться к святому Георгию, и он обязательно нас услышит и помолится за нас Господу Богу нашему, Пресвятой Троице.
Святый великомучениче Георгие, моли Бога о нас!
Христос Воскресе, дорогие телезрители! Всего вам доброго!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!