6 февраля. Мученик Иоанн Казанский

6 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 6 февраля (24 января ст. стиль).

 

Началась сплошная седмица, поста на ней нет.

Сегодня Православная Церковь празднует память: мчч. III века Вавилы Сицилийского, пресвитера, и учеников его, Тимофея и Агапия. Прп. Македония, сирийского пустынника, и прп. Ксении (в миру Евсевии) Миласской, диаконисы (V).

Перенесение мощей прмч. Анастасия Персянина в VII веке.

Свт. Герасима, епископа Великопермского, Устьвымского святого XV века. Мч. Иоанна Казанского (XVI). Блж. Ксении Петербургской, подвижницы XIX столетия.

Мч. Николая Цикуры, пострадавшего в 1918 году.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы вступили в первую подготовительную седмицу к Великому посту. Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается через некоторое время после праздника Богоявления Господня в соответствии с тем, что Господь Иисус Христос вскоре после Своего крещения удалился в пустыню для поста, в воспоминание о котором и установлена Четыредесятница. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные недели (что на современном русском языке означает «воскресных дня»): Неделя (без седмицы) мытаря и фарисея (та, что была вчера); седмица и Неделя о блудном сыне (та, что началась сейчас), а затем мясопустная и сыропустная седмицы. Последняя седмица, «сырная», в народе называется масленицей. Но суть ее, конечно, в том, чтобы плавно войти в делание Великого поста, а не в объедении блинами.

В продолжение подготовительных недель Церковь приучает христиан к подвигу поста постепенным усилением воздержания. После этой сплошной седмицы восстанавливаются посты в среду и пятницу, затем на масленицу запрещается вкушать мясную пищу, но дозволяется употреблять молочную пищу в среду и пятницу. Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви.

Как пишет выдающийся литургист ХХ века Гермоген Иванович Шиманский: «Приготовляя верующих к Святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах поступает, как военачальник, ободряющий мудрым и благовременным словом воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах Церковь говорит то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням бытия мира и человека, к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и обратить нас к Богу».

Святители IV века Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие отцы Церкви оставили беседы и слова, сказанные ими в преддверии поста еще не наступившего, а только ожидаемого. Каноны и многие другие песнопения, в которых раскрывается значение приготовительных недель, были составлены в VIII веке. Преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Неделю о блудном сыне, мясопустную и сыропустную седмицы, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, написал канон на Неделю о мытаре и фарисее.

Но мы должны сегодня остановить наше внимание и на одном из святых дня. О блаженной матушке Ксении мы говорили в прошлом году, а в этом помянем святого мученика Иоанна Казанского. Он был родом из Нижнего Новгорода и жил в начале XVI века, еще до правления Иоанна Грозного, когда Казань не была взята и Московское государство подвергалось частым набегам казанских татар. В один из таких набегов в царствование великого князя Василия IV Иоанновича  татарами был взят в плен богобоязненный юноша Иоанн. Его привели в Казань и отдали в рабство ханскому родственнику Алей-Шпуру.

Несмотря на тяжесть разлуки с родными, святой Иоанн со смирением покорился воле Божией и стал безропотно служить своему господину. В то же время он усердно выполнял все заповеди христианской веры, которым был научен благочестивыми родителями с детства. Святой Иоанн строго соблюдал посты, честно трудился, был кроток и послушлив. Так как днем он всегда был занят работой, то молиться ему приходилось только ночью. И святой неленостно проводил большую часть ночи в молитве. За такую строгую подвижническую жизнь он нередко терпел укоры и насмешки от хозяев и слуг.

Когда Алей-Шпур вместе с казанским муллой захотел обратить святого Иоанна в ислам, то он объявил, что исповедует Иисуса Христа истинным Богом, а учение Магомета считает заблуждением. Ни ласки, ни угрозы не поколебали его. Алей-Шпур приказал пытать праведника, но и мучения не заставили святого Иоанна отречься от Христа и принять лжеучение Магомета.

Видя твердость святого и бесполезность своих пыток, Алей-Шпур приказал отсечь Иоанну голову. Святому связали ремнем руки и вывели за город, где находилось русское кладбище. Там мучители изранили его тело мечом, но удар, которым хотели отрубить голову, по Промыслу Божию был нанесен неудачно: святому только поранили шею, и он, обливаясь кровью, потерял сознание. Слуги Алей-Шпура подумали, что мученик умер, и вернулись в город.

До поздней ночи святой Иоанн лежал без чувств, полумертвый, но Господь сохранил праведника, чтобы вместе с ним не исчезла память о его страданиях. Очнувшись и освободившись от пут, он пошел в город к послам великого князя московского в Казани и рассказал им о своих мучениях.

Нанесенные святому Иоанну раны были смертельны. Предчувствуя свою близкую кончину, он попросил причастить его Святых Христовых Таин. После причастия оставшуюся часть ночи святой мученик провел в слезной молитве. Утром, при восходе солнца, он преставился ко Господу. Было это в 1529 году. Святое тело мученика Иоанна было погребено на старом русском кладбище близ Казани.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать