Аудио |
|
Скачать .mp3 |
День воскресный.
Сегодня Святая Церковь совершает память:
Мц. Христины Тирской (III в.).
Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида, убиенных в начале XI века.
Прп. Поликарпа Печерского, архимандрита (XII в.).
Сщмч. Алфея Корбанского, диакона, преставившегося в 1937 году; сщиспп. середины ХХ века: Николая Понгильского и Иоанна Оленевского (Калинина), пресвитеров.
Празднуется обретение мощей прп. Далмата Исетского в 1994 году и собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 10 августа).
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы говорим о преподобном подвижнике XVII века.
Преподобный Далмат, в миру Дмитрий Иванович Мокринский, родился в 1594 году в городе-крепости Березове. Жил в Тобольске, состоял на государевой службе, был женат, имел детей.
После смерти жены Дмитрий Мокринский ушел в Невьянский монастырь, где и был наречен Далматом. За свою начитанность и приверженность к вере Далмат пользовался таким уважением братии, что те вознамерились поставить его наставником. Но не желая этой чести, стремясь к уединению, подвижник тайно покинул Невьянский монастырь и ушел на дальнее поселение, захватив с собою родовую икону Успения Божией Матери.
По совету святой Далмат выбрал для уединения удобное в географическом отношении место – высокий обрывистый холм, берег реки Исети, урочище Белое Городище. Первым жилищем его была пещера около чистого ключа.
Земли, на которых поселился Далмат в 1644 году, принадлежали татарскому мурзе Илигею и сдавались им в аренду для промыслов. Илигей дважды пытался вооруженным путем изгнать Далмата из своих владений. Трудно сказать, каким образом старцу удалось одержать победу в борьбе за эти земли.
Тобольский боярин Павел Шульгин описал монастырскую вотчину по тем межам, по которым Илигей отдал ее Далмату в присутствии родственников и соплеменников. Длина владений составила примерно девяносто верст, ширина – двадцать пять–тридцать верст. В дальнейшем территория монастыря еще не раз расширялась за счет приобретения татарских земель.
Монастырь занимал выгодное стратегическое и географическое положение и поэтому стал своеобразными воротами для заселения обширного Исетского края. Он с первых лет основания манил к себе все новых и новых поселенцев. Первыми русскими поселенцами были исетские казаки, потомки казацкой дружины Ермака. Слух о новом монастыре распространился, и сюда стали прибывать люди из Верхотурского уезда, с Усолья и других мест.
К 1651 году первые насельники Далматовой пустыни построили на Белом Городище по благословению Тобольского архиепископа Герасима (Кремнева) деревянную часовню, кельи и ограду – первые постройки будущего монастыря. Но им было суждено простоять недолго.
Как сообщают документы, «в то лето по всей Исети никто русских людей не живал нигде, и пришли на них (то есть на жителей монастыря) ратию калмыцкие люди, и часовню и келлии у старцев и трудников пожгли и побили, а иных в плен побрали, только осталась на пожаре в пепле икона Пресвятыя Богородицы невредима, и старец Далмат сохранен бысть». С тех пор икона Успения Пресвятыя Богородицы считается защитницей и покровительницей Далматовского монастыря. Вновь вокруг Далмата собрались сподвижники, и монастырь возродился. Были построены церковь во имя Успения Богородицы, кельи, монастырские службы, ограда с башнями.
В 1662–1664 гг. пустынь опять подверглась опустошительным нападениям башкирских кочевых племен и внуков последнего сибирского хана Кучума. Но после каждого разорения обитель вновь отстраивалась. Старец Далмат пережил тяжелые годины бедствий и испытаний. Несколько раз он был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожен до основания, и дважды он снова возводил его из груды пепла и развалин.
Святой Далмат, не искавший по своему смирению суетной славы и власти, до самой смерти остался лишь простым старцем-иноком, несмотря на то, что ему как основателю, устроителю и руководителю монастыря по праву принадлежало и настоятельство в нем. Но хотя официально монастырем управляли другие старцы (так, в 1667 году игуменом монастыря был назначен сын Далмата Исаак), авторитет святого был велик, и его слово было решающим.
Преставился ко Господу преподобный Далмат 25 июня 1697 года в возрасте ста трех лет. Он был похоронен в монастыре на месте самой первой церкви, когда-то сожженной кочевниками. Для захоронения был сооружен кирпичный склеп. В 1707 году над склепом была построена деревянная усыпальница или часовня.
В 1871 году на могиле инока Далмата был построен новый каменный храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость». В 1896 году над могилой преподобного возвели каменную усыпальницу, примыкающую к Скорбященскому храму.
В 1918 году имя преподобного Далмата было включено в службу всем святым, в земле Российской просиявшим, составленную святителем Афанасием Ковровским.
В 1923 году Далматовский монастырь был закрыт, в 1928 году прекратились богослужения в Скорбященской церкви. С 1933 года в помещении усыпальницы святого последовательно находились гардероб совхозного театра, госпиталь, производственные помещения завода молочного машиностроения, прачечная. Вещи старца Далмата были переданы в местный краеведческий музей, надгробие выброшено на свалку, пол над местом захоронения старца неоднократно бетонировался, а росписи усыпальницы были закрашены.
Лишь в 1992 году в Далматовском монастыре была возрождена монашеская жизнь. Проведены раскопки в гробнице святого, и 6 августа 1994 года были обретены мощи преподобного Далмата. Их поместили в деревянной раке в монастырской церкви в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость».
А 4 февраля 2013 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви утвердил общецерковное прославление подвижника.
Преподобне отче Далмате, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!