5 марта. Священномученик Николай Петроградский (Розов)

5 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 5 марта (20 февраля ст. стиль).

 

Сегодня день воскресный, Неделя 1-я Великого поста, именуемая Торжество Православия.

В этот день Святая Церковь чтит память: сщмч. Садока, епископа Персидского, и с ним 128-ми мучеников, пострадавших в IV веке. Прп. Агафона, папы Римского VII века. Прп. Льва, епископа Катанского (VIII). Блгв. кн. Ярослава Мудрого (XI). Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах подвизавшегося (XIII–XIV).

Собор прмчч. Валаамских, убиенных в 1578 году.

Прмч. Корнилия Псково-Печерского, игумена XVI столетия.

Сщмч. Николая Петроградского (Розова), пресвитера, пострадавшего в 1938 году.

Прославляется Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери (переходящее празднование Неделю 1-ю Великого поста).

Мы поздравляем всех с Торжеством Православия, а именинников – с днем ангела!

 

Братья и сестры, о Неделе Торжества Православия мы подробно говорили в прошлом году, поэтому сегодня мы уделим время священномученику Николаю Петроградскому. Он родился 27 ноября 1877 года в селе Жданове Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника Василия Розова. Все три сына отца Василия стали священнослужителями, двое из них были диаконами: известный патриарший архидиакон Константин Розов и диакон Михаил Розов, принявший сан в тридцатых годах и служивший в одном из храмов в городе Ораниенбауме.

Первоначальное образование Николай получил в Алатырском духовном училище. В 1898 году он окончил Симбирскую духовную семинарию и женился на дочери священника девице Ольге, выпускнице епархиального училища в Симбирске. Впоследствии она стала ему верной помощницей, разделив с ним тяготы гонений и ссылок. В 1898 году Николай был рукоположен во диакона ко храму в селе Анненкове Симбирского уезда и назначен заведующим двух церковно-приходских школ и преподавателем Закона Божия в земской школе.

В 1900 году он был назначен миссионером 4-го округа Симбирского уезда. 14 декабря 1904 года диакон Николай был рукоположен во священника ко храму Рождества Христова в селе Барышская Слобода Алатырского уезда. В 1906 году отец Николай переехал в Санкт-Петербург и поступил в Духовную академию. Окончив  ее в 1910 году со званием кандидата богословия, он стал преподавать Закон Божий в Еленинском клиническом институте.

Всю свою жизнь отец Николай был принципиальным противником пьянства; близким он говорил, что это оттого, что он глубоко переживает пристрастие к вину отца и старшего брата. Ни дома, когда к священнику приходили гости, ни в гостях при отце Николае никогда за трапезой не подавали вина. Живя в Санкт-Петербурге, священник был деятельным участником Александро-Невского общества трезвости.

В 1918 году отец Николай стал служить в храме в селе Григорове неподалеку от Алатыря, где пробыл до 1922 года, а затем переехал в село Коноклейки в Мордовию. В те годы в глухих деревнях еще сохранялось благочестие, а нечестие если и проявлялось среди простого народа, то было еще беззлобным. С 1925 по 1931 годы священник Николай Розов служил в небольшом деревянном храме в селе Купчине недалеко от Петрограда. В это время он был возведен в сан протоиерея.

В 1932 году староста греческой церкви на Лиговском проспекте пригласил отца Николая стать в ней настоятелем, и тот дал согласие. Прихожан-греков в то время оставалось всего несколько семей, но церковь считалась посольской: иногда сюда приезжал посол Греции и по национальным праздникам вывешивался греческий флаг. Большое внимание в храме уделялось пению. Здесь был профессиональный хор под управлением Р. И. Рождественского, в нем пели многие оперные певцы, но характер пения был скорее светский, нежели церковный. Один из алтарей был в честь святителя Николая чудотворца, это место в храме протоиерей Николай называл «русским уголком», но вскоре этот алтарь староста упразднил без согласия на то настоятеля. Отец Николай хотел сделать богослужение в храме более уставным, но и здесь потерпел неудачу и в 1932 году вынужден был перейти в Никольский храм на Охтенском кладбище.

В 1935 году власти произвели широкие аресты среди духовенства города, коснувшиеся и Никольского храма. 19 марта 1935 года был арестован отец Николай Розов. В обвинительном заключении следователь написал: «Розов является исключительно антисоветским типом, открыто проявляет свое враждебное отношение к советской власти, группирует монашеский элемент и ведет антисоветскую агитацию».

28 марта 1935 года Особое совещание НКВД постановило выслать отца Николая как социально опасный элемент на пять лет в Уфу, а вместе с ним и его жену. В Уфе отец Николай освоил ремесло переплетчика и переплетал в различных учреждениях архивные документы, а посылаемые ему из охтенского храма деньги целиком отдавал своим детям.

В связи с принятым в 1937 году советским правительством решением об уничтожении духовенства по всей стране были арестованы священники, находящиеся на свободе и в ссылках. 9 декабря была выписана справка на арест протоиерея Николая. 12 декабря священник был арестован и заключен в тюрьму. В тот же день он был допрошен. Среди прочего отца Николая спросили:

– Следствию известно, что вы вели агитацию среди населения города Уфы за усиление сергиевского церковного течения как самого контрреволюционного течения. Признаете ли вы себя виновным в этом?

– Агитацию за усиление сергиевского церковного течения среди населения не вел, но, возможно, иногда высказывался за усиление сергиевского течения, так как считал и считаю его самым правильным течением по сравнению с другими церковными течениями (автокефальным и обновленческим).

13 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Розов был расстрелян 5 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.

Святый священномучениче Николае, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы