31 октября. Апостол и евангелист Лука

31 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 31 октября (18 октября ст. стиль).

 

Сегодня Церковь творит память: апостола и евангелиста Луки; святых IV века: мч. Марина Аназаровского и прп. Иулиана Персиянина; вмц. Златы (Хрисы) Болгарской святой XVIII века.

Сщмчч. Андрея Воскресенского, Сергия Бажанова, Николая Соколова, Сергия Гусева, пресвитеров, мц. Елисаветы Крымовой, пострадавших в 1937 году.

Обретения в 2001 году мощей прп. Иосифа, игумена Волоцкого, Волоколамского чудотворца.

Именинников поздравляем с днем ангела.

 

Cегодня нашим помощником в изучении Священного Писания Нового Завета станет апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла, врач из просвещенной греческой среды, апостол и евангелист Лука. В числе 70-ти учеников Лука горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа и на первую проповедь о Царствии Небесном был послан еще при жизни Спасителя. После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммау́с. Лука является автором одного из четырех, принятых Церковью, Евангелий, – в традиционном порядке третьего, синоптического.

В самом тексте Евангелия каких-либо указаний на личность автора не содержится. А в современной библеистике принято ставить вопрос об авторстве каждой из книг, чтобы можно было достоверно и аргументированно отвечать на вызовы светских критиков. Авторство апостола Луки подтверждают многие древние христианские писатели: Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский, Климент Александрийский, Ориген и Тертуллиан. Не вызывает сомнений, что икнига Деяний Апостолов принадлежит перу того же автора, что и Евангелие: одинаковый литературный стиль и языковые особенности убедительно доказывают авторство св. Луки.

Евангелие было написано для христиан из язычников и обращено к Фео́филу, христианину, обращенному из язычников, а в его лице к новым христианским общинам, основанным святым апостолом Павлом. Цель Евангелия содержится в первых строках: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях… то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен . (Лк. 1, 1-4). Ряд особенностей данного Евангелия вытекает из его предназначения: иудейские обычаи объясняются особенно подробно, кроме того, автор намеренно избегает употребления слова «язычники» в отрицательном контексте, опасаясь неправильного понимания. Евангелист Лука подчеркивает универсальность Благой Вести и ее открытость для каждого.Особое внимание апостол уделяет людям и Божией любви к ним. Он не только литературно точно описывает самые разнообразные человеческие характеры, но и особым образом подчеркивает заботу Христа о простых людях. Нетрудно заметить, что если в Евангелии от Матфея большинство притч Спасителя посвящено Царству Небесному, то Лука приводит множество притч, говорящих о милосердии Божием к человеку кающемуся.

Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования Апостольский Собор 51-го года по Рождестве Христовом как основополагающее церковное событие, послужившее основанием для явного выделения христианства из иудейства и его самостоятельного распространения его в мире. Богословским предметом книги Деяний является преимущественно домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова. Апостол Лука в Деяниях сам указывает на момент, когда становится очевидцем происходящего: в 16-й главе начиная со второго миссионерского путешествия апостола Павла и далее он употребляет в тексте местоимение «мы».

Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестия. После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.

Братья и сестры, впервые сознательно взяв в руки Библию, многие задаются вопросом: с чего же начать? Конечно же, не с начала. Библия не детектив. Библия – сборник книг. Это все равно как читать энциклопедию с первого тома, страницу за страницей, чтобы добраться до слова «спасение». Существуют разные рекомендации по чтению как Нового, так и Ветхого Завета, но основным правилом является восхождение от простого к сложному. Начинать нужно с Евангелия, можно даже только с одного, например Евангелия от Луки, потом можно прочесть его же Деяния. После них станет ясно, кто такой апостол Павел и кому он писал свои Послания. Затем можно прочитать их или перейти к посланиям других апостолов. Мало по малу, когда Новый Завет уже начнет приобретать некоторые мысленные формы и границы, можно переходить к пророческим книгам Ветхого Завета, чтобы понять, почему иудеи ждали Мессию, чтобы понять, так сказать предысторию Евангелия. Только вот книгу Откровения апостола Иоанна Богослова нужно отложить в самый дальний ящик, для ее чтения нужно получить очень и очень много дополнительных культурологических знаний.

Святый апостоле и евангелисте Луко, моли Бога о нас.

 

Диакон Михаил Кудрявцев

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать