Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В этот день мы совершаем память: прп. Антония Великого, подвижника III-IV века. Прп. Антония Дымского, святого XII–XIII века. Прп. Антония Черноезерского, XVI столетие.
Сщмчч. ХХ века: Виктора Европейцева и Павла Успенского, пресвитеров.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы снова обращаемся к печальной истории ХХ века.
Будущий священномученик Виктор родился в 1885 году в селе Малый Азясь Краснослободского уезда Пензенской губернии в семье священника Андрея Европейцева. По окончании духовной семинарии он был рукоположен во священника и с 1906 года служил в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Хлыстовке Краснослободского уезда. Здесь он прослужил до конца 1929 года, пользуясь среди прихожан большим авторитетом, что сказалось впоследствии на его участи и предопределило мученическую кончину.
В ноябре 1929 года в дом священника явились представители сельсовета и ОГПУ и заявили, чтобы семья священника покинула село, и, хотя супруга священника была в это время больна и лежала в постели с высокой температурой, пришедшие были неумолимы. Отобрав то, что с их точки зрения представляло какую-то ценность, все остальное они изломали и изорвали, все свои действия сопровождая угрозами и бранью.
В 1929 году местные власти, исполняя распоряжение безбожного правительства о создании государственных коллективов, организовали в селе Хлыстовке колхоз, причем выборы его руководства были поначалу вполне свободными, и жители избрали из своей среды наиболее хозяйственных крестьян. Это не понравилось властям, и в начале 1930 года колхоз был распущен и стал создаваться заново, причем все хозяйственные крестьяне были записаны в лишенцы, в колхоз не принимались, а их имущество отбиралось в общую собственность.
Незадолго до этого, в декабре 1929 года, спустя месяц после престольного праздника святых бессребреников Космы и Дамиана, местными властями был закрыт храм в селе, и отец Виктор переехал в Краснослободск. Отнятие имущества, закрытие храма — все это вызвало возмущение у крестьян, которое достигло предела, когда крестьяне оказались лишенными богослужения на Великий пост и Пасху.
В апреле 1930 года, незадолго до Пасхи, сельчане созвали собрание, в котором участвовали около ста человек, в основном женщины, и приняли решение добиться от властей разрешения на назначение в храм священника. Затем все собравшиеся пришли к сельсовету и потребовали от его председателя, чтобы и она присоединилась к ходатайству населения перед областным начальством об открытии храма, что та категорически отказалась сделать. Из толпы, как заявила председатель впоследствии, послышались крики с угрозами.
Крики и возмущение ни к чему, однако, не привели, и через некоторое время все разошлись. Власти все же разрешили отцу Виктору служить в храме, и на Пасху состоялось богослужение. Он служил еще после Пасхи, и все в храме молились три дня.
21 ноября 1930 года местный уполномоченный ОГПУ, собрав некоторые сведения о крестьянах-лишенцах и священнике от местных активистов, испросил разрешения у своего начальства на проведение арестов. На следующий день отец Виктор, шестеро крестьян и две монахини были арестованы и заключены в тюрьму в городе Саранске.
Через день следователь допросил священника. Выслушав предъявленные обвинения, отец Виктор заявил, что никакой антисоветской агитации он не проводил, что все его внимание и силы отдавались чисто духовным вопросам, и, когда в селе проводились какие-либо собрания, он о них совершенно не знал.
5 декабря, предъявив отцу Виктору обвинение в антисоветской агитации, следователь снова его допросил. Священник отвечал: «В предъявленном обвинении в антисоветской агитации, которую я проводил через кулаков и монашек, я виновным себя не признаю, так как во все время моей службы в селе Хлыстовке священником я все время был увлечен религией. Если проходили какие кампании, то я на них не обращал внимания, а также никакой агитации не вел; наложенные на меня различные налоги выплачивал аккуратно… Во время закрытия церкви, а также и при открытии ее, я в селе Хлыстовке не был... а также не участвовал ни в какой антисоветской агитации... Во время Пасхи 20 апреля 1930 года меня пригласило крестьянство села Хлыстовки отслужить обедню, на что я согласился, а после обедни ходил по домам и служил молебны...»
10 января 1931 года тройка ОГПУ приговорила священника к расстрелу. Священномученик Виктор Европейцев был расстрелян 30 января 1931 года в Саранской тюрьме и погребен в общей безвестной могиле.
Жизнеописание второго священномученика, поминаемого сегодня, еще короче.
Священномученик Павел родился 21 января 1874 года в селе Романово Переславского уезда Владимирской губернии в семье священника Никиты Успенского. Окончив Владимирскую духовную семинарию, он вернулся в родное село и стал прислуживать алтарником в храме, где его отец был настоятелем. 22 мая 1897 года Павел Никитич был рукоположен к этому храму священником.
Впоследствии, уже во времена гонений на Церковь, он был переведен служить в храм в селе Вашка Петровского района, а с 30 сентября 1936 года стал служить в храме в селе Соломидино Переславского района. Отец Павел был еще на свободе, когда 14 октября 1937 тройка НКВД приговорила его к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. И лишь 17 октября священник был арестован. Священномученик Павел Успенский умер через три с половиной месяца после вынесения приговора, 30 января 1938 года, и был погребен в безвестной могиле.
Святые священномученики Виктор и Павел, молите Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!