30 сентября. Икона Божией Матери Макарьевская

30 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 30 сентября (17 сентября ст. стиль).

 

День постный.

В этот день Православная Церковь молитвенно почитает память: мцц. II века Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Мцц. III–IV веков Феодотии и Агафоклии. Мучеников 156-ти: сщмчч. Пелия и Нила, епископов Египетских, Зинона, пресвитера, мчч. Патермуфия, Илии и иных. Свт. Иоакима (Пани), патриарха Александрийского XVI века.

Прмчч. XX века: Павла (Моисеева), Феодосия (Соболева), архимандритов, Никодима (Щапкова) и Серафима (Кулакова), иеромонахов; прмц. Ирины Фроловой и Александры Хворостянниковой, послушниц; мч. Иоанна Короткова.

Прославляются иконы Божией Матери: Цареградская и Макарьевская.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы уделим особое внимание Макарьевской иконе Божией Матери. Этот образ, по своему типу «Одигитрия», был явлен 17 сентября 1442 года преподобному Макарию, Унженскому чудотворцу, который подвизался в посте и молитве на пустынных берегах реки Унжи во времена княжения Василия Темного, в середине XV века. В этот период Галичская (ныне Костромская) область находилась в самом бедственном положении, страдая от голода и стихийных бедствий, междоусобных войн и нашествия татар.

Рано утром, когда преподобный Макарий оканчивал свое обычное акафистное пение Пресвятой Богородице, его келью вдруг озарил неведомый свет. Святой смутился духом и стал усерднее молиться. За стенами кельи раздалось ангельское пение: «Радуйся, Благодатная Мати Неневестная!» В страхе и изумлении выйдя наружу, Макарий увидел на небосклоне икону Пресвятой Богородицы, которая в окружении светозарного сияния приближалась к подвижнику. Преподобный с радостным трепетом пал на землю. Он с благоговением взял икону и поставил в своей келье, почему она и стала называться «Келейной» (лишь позже ученики преподобного дали ей наименование «Макарьевской»). На самом образе лик Божией Матери наклонен к Предвечному Младенцу, который покоится на Ее левой руке.

Недалеко от места явления святой иконы преподобный Макарий выкопал источник, прославившийся своей целебной силой, а еще через некоторое время здесь была основана обитель, также названная Макарьевской. В монастырских рукописях хранились сказания о многочисленных чудесах, произошедших от иконы Божией Матери.

По молитве перед ней местные жители дважды спасались от нашествия врагов. В 1522 году крымские татары напали на Унжу и хотели ограбить и опустошить Макарьеву пустынь, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в реке Унже. В 1532 году молитвами преподобного Макария был спасен от врага город Солигалич. Татары без видимой причины в панике обращались в бегство, а пленные рассказывали, что видели в небе седого старца в черном одеянии, метавшего в них стрелы и камни, а затем появившегося среди них на белом коне и нагнавшего такой страх, что татары стали в ужасе убивать друг друга.

Благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более пятидесяти человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов, как это было установлено комиссией, посланной Патриархом Московским Филаретом 24 июня 1619 года. В этом же году состоялось прославление преподобного Макария Желтоводского, Унженского чудотворца, в лике святых.

С чудотворной иконы Пресвятой Богородицы был сделан список в византийском стиле, который прославился, как и первообраз. Дважды святой образ выходил неповрежденным из огня пожарищ: в 1626 и 1690 годах. 24 августа 1717 года по указу Петра I и благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) монаху Ионе была выдана рукописная «соборная память» для «беспенного» сбора пожертвований на изготовление оклада для иконы. В этом документе Макарьевский образ прямо называется чудотворным.

В XVIII веке при игумене монастыря Митрофане II, который не знал истории и значения иконы (не путать его со святителем Митрофаном Воронежским), святой образ Пресвятой Богородицы был перенесен из соборного храма в Благовещенскую церковь и пребывал там в забвении. Кроме того, игумен дал разрешение переписать образ в Смоленский. Лишь почти через век, в 1858 году, Промыслом Божиим икона вернулась к инокам в своем первозданном виде. Когда икону стали очищать от верхнего ветхого слоя красок, под ним оказался невредимым чудный лик Богоматери древнего письма с надписью «Макарьевская икона» и подписью тропаря и кондака. В монастырской летописи хранятся записи многих благодатных знамений и чудесных событий, сопровождавших обретение святого образа. По всей видимости, в это время в монастыре пребывала и икона, явленная преподобному Макарию, поскольку архимандрит Платон, при котором был обретен список, писал в 1863 году, что один и тот же тропарь и кондак поется в обители «перед обеими чудотворными иконами».

Атеистическое лихолетье ХХ века разрушило иноческую жизнь Макарьевской обители: в 1929 году монастырь был закрыт, а святая икона утеряна. Лишь в 1993 году началось полномасштабное возрождение обители. Через два года в монастырь вернулась и его главная святыня – мощи преподобного Макария Унженского. Дальнейшая судьба и нынешнее местопребывание списка чудотворной Макарьевской иконы Божией Матери и его первообраза неизвестны. Сохранился лишь единственный список Макарьевской иконы, который находится сейчас в Рождественской церкви г. Макарьева.

Пресвятая Богородице, помогай нам и спаси нас от бед и напастей!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать