30 июля. Преподобный Леонид Устьнедумский, иеромонах

30 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 30 июля (17 июля по ст. стилю)

День воскресный.

 

Сегодня Церковь творит память святых отцов шести Вселенских Соборов.

А также:

Вмц. Марины (или Маргариты) Антиохийской (IV в.).

Перенесение мощей прп. Лазаря Галисийского, иеромонаха, почившего в XI веке.

Прп. Иринарха, игумена Соловецкого, и прп. Леонида Устьнедумского, подвижников (XVII в.).

Прославляется икона Божией Матери: Святогорская.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы обращаемся к памяти преподобного Леонида Устьнедумского.

Преподобный Леонид Устьнедумский родился в 1551 году в Пошехонско-Ярославской земле в семье благочестивых крестьян Филиппа и Екатерины. Родители воспитали сына в страхе Божием и научили его чтению. До пятидесятилетнего возраста он занимался земледелием, труды которого не прошли бесследно для остальной его жизни: расширили его кругозор и укрепили волю, научили его терпению и сохранили в нем детскую простоту сердца, сделавшую его достойным духовных откровений.

Неизвестно, думал ли преподобный Леонид оставить свои земледельческие занятия и посвятить себя иноческой жизни. Но однажды в 1603 году преподобный удостоился во сне явления Божией Матери. Она повелела ему идти на реку Двину, в Моржевскую Николаевскую пустынь, неподалеку от Холмогор в Архангельской земле, взять там Ее икону Одигитрию, перенести на реку Лузу к Туринской горе (в пределы современной Кировской области) и, построив в честь ее храм, оставаться при нем до кончины. Преподобный Леонид, считая себя недостойным особого Божественного откровения, решил отнестись к явлению как к обычному сну и никуда не пошел. Так он сделал по своему великому духовному опасению, осмотрительности и высокому смирению.

Однако вскоре, оставив свои занятия и несмотря на преклонные лета, он отправился в Кожеезерский монастырь в Архангельской земле и принял там монашеский постриг. Преподобный Леонид прожил здесь около года, исполняя послушание келаря, подвизаясь вместе с братией обители в условиях сурового климата и постоянно испытывая недостаток в пище. Его духовным руководителем был преподобный старец Серапион.

Никогда, конечно, преподобный Леонид не расстался бы с ним и не вышел из пустынной обители, если бы ему не повторилось прежнее сновидение, повелевавшее идти в Моржевскую пустыню и перенести на Лузу икону Одигитрии. Тогда он в недоумении и страхе никому не поведал о видении, вышел из Кожеезерской обители и, идя по реке Онеге, дошел до моря и отправился в Соловки для поклонения мощам преподобных Зосимы и Савватия. Благосклонно принятый игуменом, он прожил там три года как новоначальный, трудясь в пекарне.

Постоянно занятый исполнением своего послушания, самого тяжелого в многолюдных обителях, преподобный Леонид начал было уже успокаиваться и забывать о своем двукратном сновидении, как вдруг увидел его в третий раз так живо и ясно, как будто бы не во сне, а наяву. Пресвятая Дева явилась ему в том же самом виде и велела немедленно идти в Моржевскую пустынь и перенести икону Ее на Лузу. Тогда старец понял, что это было не обыкновенное сновидение, и устрашился того, что так долго не верил ему и не исполнял повеление Божией Матери.

 С горькими слезами он рассказал игумену Антонию о своем троекратном сновидении и просил благословения оставить Соловецкую обитель. Игумен посоветовал ему не противиться более воле Божией, чтобы не навлечь на себя гнева Небесного, с молитвой отпустил его из своей обители, и Леонид немедленно отправился в Моржевскую пустынь.

Пробыв там целый год в монастырских трудах, Леонид открыл настоятелю свое видение. Получив икону Одигитрии, Леонид пошел на назначенное место к реке Лузе и поселился близ Туриной горы, при реке Якушице, в хижине, сплетенной из хвороста. Но тамошние жители изгнали его, и он отошел по реке Лузе оттуда на два поприща; с помощью одного селянина срубил себе келью и близ нее устроил часовню; затем сходил в Ростов, чтобы испросить у митрополита Ростовского Варлаама антиминс и благословение на устроение церкви. Получив антиминс, он возвратился на место, уже посвященный во иеромонаха.

В 1608 году отец Леонид построил деревянную церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, где и поставил вышеупомянутую икону Одигитрии.

Болота, окружавшие устроенную им обитель, делали ее неудобною для общежития; для осушения болот отец Леонид прокопал от реки Лузы канал в Черное озеро и прозвал его Недумою-рекою. Название это возникло по следующему поводу. При создании канала отец Леонид был ужален змеей. В ту же минуту родилась у него мысль о гибельных последствиях яда и привела было подвижника в страх. Вдруг, возложа упование на Бога, решился он об опасности не думать, и остался здоров. Тогда преподобный приступил к новой работе. Он прокопал еще два канала: от Черного озера до Святого, а от Святого озера до Черной речки; таким образом эту речку, вытекающую из непроходимых лесных болот, провел в реку Лузу.

Но несмотря и на этот совершенный труд, нельзя было осушить место, ибо весенняя вода во время разлива реки Лузы затопляла монастырь. Это заставило перевести обитель на один мыс над Черным озером при речке Недуме. На новом месте поставил Леонид с благословения Ростовского митрополита церковь Введения с приделом великомученицы Параскевы, нареченной Пятница.

Введенская церковь была освящена архимандритом Устюжского Архангельского монастыря Арсением в мае 1652 года. Уже по устроении Устьнедумской обители, преподобный Леонид скончался в 1654 году, 17 июля, на сто четвертом году жизни. И лишь 3 февраля 2016 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви преподобный был канонизирован для общецерковного почитания.

Преподобне отче Леониде, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы