30 апреля. Священноисповедник Михаил Новицкий, пресвитер

30 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 30 апреля (17 апреля ст. стиль).

 

Сегодня Великая Суббота, заканчивается Страстная седмица. Об этом дне в Евангелии мы находим лишь несколько строк: женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, видели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и миро; и в субботу остались в покое по заповеди (Лк. 23,55–56).

Сегодня совершается литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней. Помимо вечерни, особенностью этой литургии является пение вместо Херувимской древнего гимна Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь (то есть в пищу) верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

 

Братья и сестры, сегодня мы находимся в трепетном ожидании ночной Пасхальной службы. Господь уже совершил свой подвиг на земле, за литургией духовенство переоблачилось в белые одежды, пик духовного напряжения уже пройден, и теперь нами совершаются последние приготовления к Празднику Праздников и Торжеству из Торжеств. По традиции в течение всей Великой Субботы в храмах происходит освящение пасхальной пищи: яиц, куличей, творожных пасх. Хотя, строго говоря, согласно букве Устава, освящение должно совершаться после Пасхальной литургии, что также практикуется в некоторых храмах.

Но пока до ночной службы еще далеко, мы уделим внимание святым, которых в этот день вспоминает Святая Церковь: мч. III века Адриана Коринфского. Сщмч. Симеона Ктезифонтского, епископа Персидского, и с ним мчч. Авделая, Анании, пресвитеров, Хусдазада евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих, пострадавших в IV веке. Прп. Акакия, епископа Мелитинского (V). Свт. Агапита I, папы Римского (VI). Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (XV). Обретение в 1641 году мощей прп. Александра Свирского. Память сщисп. Михаила Новицкого и сщмч. Феодора Недосекина, пресвитеров XX века.

Прославляется икона Божией Матери «Избавительница».

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы мысленно готовимся к  встрече Светлого Христова Воскресения, но все еще свежи воспоминания о Крестных страданиях нашего Господа. И в уме возникают вопросы: Почему такая несправедливость? Почему добро побеждает зло через страдания и смерть? Где праведное воздаяние? Найти ответы на эти вопросы нам помогает вспоминаемый сегодня священномученик Михаил Новицкий. Он родился 26 июля 1889 года в Мозырском уезде Минской губернии в семье священника Константина и его супруги Стефаниды Новицких. В их семье было тринадцать детей. Михаил окончил гимназию, уехал в Санкт-Петербург и поступил учиться в Санкт-Петербургский историко-филологический институт. Без помощи из дома, после смерти отца, ему на первых порах пришлось во многом себя ограничивать. По окончании института он в 1914 году женился на девице Зиновии, тоже дочери священника, и был направлен преподавать латинский язык в Минскую мужскую гимназию.

В 1914 году началась Первая мировая война, Михаила Константиновича из-за близорукости освободили от воинской повинности, и вместе с семьей он был эвакуирован в город Омск, где продолжал работать преподавателем. В 1920 году Михаил Константинович вернулся в Минск и в том же году был рукоположен во священника к Петропавловскому храму в местечке Узда Минского уезда; вскоре он был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным. Прихожане полюбили ревностного и отзывчивого священника, всегда готового прийти на помощь. Они помогли его семье пережить голод начала 30-х годов.

За время служения отца Михаила безбожники несколько раз предлагали ему отречься от сана и взамен сулили выгодную работу, но он эти предложения отвергал; его стали вызывать в отделение милиции, третировать и унижать.

Отец Михаил в проповедях размышлял над причиной столь многих бедствий постигших как весь народ, так и его лично. В одной из них он говорил: «То, что мы называем злом, имеет два смысла. Есть зло действительное: блуд, зависть, воровство и бесчисленное множество пороков, достойных крайнего осуждения и наказания. Но обычно люди называют злом и голод, и смерть, и болезнь, и бедность и тому подобное; все это не может быть злом в истинном смысле слова. Потому что если бы все это было злом, то не делалось бы для нас виною благ, не обуздывало бы гордости, не искореняло бы беспечности, не возбуждало бы нас к наблюдению за собой, не делало бы нас более внимательными к самим себе. Злом считают страдание, причиняемое нам наказаниями, и считается оно так не по собственной его природе, но приспособительно к мнению людей. Разорившийся богач считает для себя величайшим злом, что у него нет возможности иметь хорошую одежду, вкусную пищу, а бедняк считал бы себя счастливым, если бы имел вдоволь хотя бы только хлеба да самую необходимую одежду. Врач считается искусным не тогда, когда предлагает больному роскошный стол, гулять в саду, ехать в места с теплым климатом, но и когда заставляет его оставаться без пищи, мучает голодом и томит жаждой, когда приковывает к постели и дом делает темницею, лишает больного самого света и закрывает комнаты со всех сторон завесами, когда подвергает его и страданиям, и режет его тело, и предписывает горькие лекарства, – и тогда он тот же врач. Поэтому не странно ли того, кто причиняет столько неприятностей, называть искусным врачом и одобрять, а Бога, если Он наведет, например, смерть, голод, болезнь, хулить и не признавать? Недоумевают многие от того, почему это иной человек ведет зазорную жизнь и притесняет других, и грабит, и похищает чужое – и не терпит никакого несчастья, а другой живет скромно и отличается милосердием, справедливостью и другими добродетелями – и терпит болезни, бедность и другие бедствия... Почему же из двух злых один наказывается, а другой умирает без наказания, и из двух добрых один излучает удачу, а другой всю жизнь бедствует?

В этом самом сказывается величайшее дело Промысла Божия. Если бы Он здесь всех злых наказывал и всех добрых награждал, то излишен был бы день Суда. Но если бы Бог ни одного злого не наказывал и никого из добрых не награждал, тогда порочные сделались бы еще развратнее и хуже, так как они гораздо больше добрых склонны к беспечности. Не наказывает всех, чтобы уверить нас, что есть воскресение мертвых, когда будет Всеобщий Суд. Наказывает некоторых, чтобы беспечных заставить задуматься о своем пути, возбуждая в них страх наказанием других…»

В 1933 году безбожники захватили Петропавловский храм и устроили в нем склад зерна, разрешив священнику служить в церковной сторожке. В это время по слабости здоровья и от того, что пришлось пережить в связи с разорением храма, отец Михаил стал тяжело болеть. На Страстной седмице 1935 года некий человек набросился на священника и, жестоко его избив, ушел. В результате протоиерей Михаил Новицкий скончался от перенесенных побоев на третий день Пасхи в третьем часу пополудни 30 апреля 1935 года и был погребен на приходском кладбище в местечке Узда.

Святый священномучениче Михаиле, моли Бога о нас!

С наступающим Праздником Святой Пасхи, дорогие телезрители,  всего вам доброго.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать