Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня мы творим память: апп. от 70-ти Архиппа, Филимона и мц. равноап. Апфии (I). Мчч. Максима, Феодота, Исихия и мц. Асклипиодоты пострадавших (нач. IV). Прпп. Евгения и Макария испп., пресвитеров Антиохийских (IV). Прп. Равулы Самосатского (VI). Прп. Досифея Палестинского ученика прп. аввы Дорофея (VII). Прп. Феодора Санаксарского (XVIII). Мч. Димитрия Волкова, пострадавшего в 1942 году.
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня обратим наше с вами внимание на самоотверженного мирянина, решившего ценой своей жизни, во что бы то ни стало добиться открытия храма в период лютых гонений XX века. В 1939 году в городе Орехово-Зуево Московской области был закрыт один из последних в районе храмов – в честь Рождества Богородицы. Это был молодой храм, его строительство продолжалось около тридцати лет — с 1872 по 1901 год. Но недолго пришлось радоваться прихожанам службам в своем храме. Наступило время гонений на Церковь, и в 1939 году храм был закрыт. Однако верующие города не согласились с этим. По советским законам хлопотать об открытии храма могла только зарегистрированная властями двадцатка. Часть людей к этому времени уже выбыла из состава двадцатки, другая – проявила равнодушие к судьбе храма, а иные оказались и малодушны. Учитывая это, в мае 1940 года прихожане переизбрали членов двадцатки, избрав старостой Дмитрия Ивановича Волкова.
Будущий мученик Димитрий родился в 1871 году в деревне Островищи Покровского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Грамоте, как и вере христианской он был научен родителями, пастырями и богослужением в храме; переехав в город Орехово-Зуево, Дмитрий работал столяром. В 1940 году Дмитрию Ивановичу исполнилось шестьдесят девять лет, он уже вышел на пенсию и все время посвящал церковным делам. Для обсуждения мер по открытию храма двадцатка стала собираться каждую субботу около двух часов дня в храме, куда в это время могли прийти помолиться и прихожане. На одном из собраний двадцатка приняла решение обратиться к председателю Орехово-Зуевского горсовета с просьбой разрешить зарегистрировать священника. Староста и представители двадцатки отправились в Москву к Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию с прошением, чтобы он направил в их храм священника; митрополит, за неимением других, назначил к ним жившего в Загорске протоиерея Федора Казанского, осведомителя и лжесвидетеля, принесшего много зла духовенству и верующим. Приехав на новое место служения, недостойный священства негодяй протоиерей Федор потребовал от прихода выплатить ему 500 рублей и, получив деньги, отбыл обратно в Загорск и не вернулся.
Пока верующие занимались поисками другого священника, власти под разными предлогами стали отказывать им в разрешении на открытие храма, указывая, что сначала должен быть сделан ремонт, а затем только зарегистрирован священник. Прихожане собрали три тысячи рублей, на них уплатили за бездействующий храм все налоги и сделали ремонт. После этого староста храма Димитрий со своим сподвижником Никитой Сухаревым стали обращаться в разные инстанции. Сперва к председателю горсовета, потом выше – в Мособлисполком, потом еще выше – в Верховный Совет РСФСР. В результате за активистов взялся местный отдел НКВД, чтобы добиться прекращения деятельности двадцатки. Они завербовали в секретные осведомители одного из членов двадцатки, предполагая с помощью провокаций и лжесвидетельств воспрепятствовать открытию храма. И естественно, своего они добились. Но арест Димитрия Волкова и Никиты Сухарева совпал с роковой для Отечества датой – 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Враг, ненавидевший Россию, сидел и в Кремле – в виде сталинского правительства и наступал извне – в виде гитлеровской Германии. В самый день начала войны, 22 июня 1941 года, руководство Московского НКВД постановило арестовать ходоков. На следующий день староста храма Дмитрий Иванович Волков и член церковной двадцатки Никита Андреевич Сухарев были арестованы. Начались допросы. Парадокс: враг-захватчик наступает, честные люди идут на фронт, защищать родину. А что же с НКВД? В июле 1941 года немецкие войска стали стремительно продвигаться к Москве, и город был объявлен на военном положении. Следователи, ведшие дела арестованных, отбыли в глубокий тыл, в город Омск, туда же этапом вслед за ними были отправлены и подследственные. Сотрудники НКВД за хлопотами эвакуации не успели допросить в качестве свидетелей секретных осведомителей, и дело оказалось лишенным показаний свидетелей. Дмитрий Иванович и Никита Андреевич были заключены в омскую тюрьму, и с 3 сентября 1941 года круглосуточные изнурительные допросы возобновились.
4 сентября 1941 года следствие было закончено, и следователь в обвинительном заключении написал: «Учитывая, что в контрреволюционной деятельности Сухарев и Волков изобличаются оперативными материалами, которые не могут быть использованы в судебном заседании, следственное дело целесообразно направить на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР».
27 декабря 1941 года Особое Совещание при НКВД приговорило Дмитрия Ивановича Волкова и Никиту Андреевича Сухарева к пяти годам ссылки в Омскую область. Несмотря на приговор к ссылке, они не были освобождены из тюрьмы. Преклонный возраст, едва переносимые условия этапа, изнурительные круглосуточные допросы, содержание в тюрьме на голодном пайке да еще во время войны, когда и солдаты недополучали достаточно продуктов, быстро приблизили их смерть. Церковный староста Дмитрий Иванович Волков скончался 4 марта 1942 года в омской тюрьме № 1 и был погребен в безвестной могиле. А его друг Никита Андреевич Сухарев скончался через четыре месяца в той же тюрьме.
Братья и сестры, нам показывают много фильмов о Великой Отечественной Войне, многое мы слышим и читаем, но одна сторона истории до сих пор остается в тени. Пока Гитлер совершал наступление на СССР, в СССР, в застенках еще мучились многие тысячи наших православных христианских исповедников. Можем ли мы забывать об этом? Можем ли мы подумать, что война просто так, без ведома Господа, внезапно воровалась в страну, отрекшуюся от Бога и Церкви, уничтожившую, расстрелявшую, замучившую от 10 до 40 миллионов своих самых лучших, честных и благородных граждан? Нет, не просто так.
Святый мучениче Димитрие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!