3 июля. Праведный Николай Кавасила

3 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 3 июля (20 июня по ст. стилю)

Идет Петров пост.

 

Сегодня совершается память:

Мчч. Инны, Пинны и Риммы (I–II вв.).

Сщмчч. Аристоклия пресвитера, Димитриана диакона и мч. Афанасия чтеца; и сщмч. Мефодия, епископа Патарского (начало IV в.).

Свт. Левкия исп., епископа Врунтисиопольского (V в.).

Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского) и свт. Мины, епископа Полоцкого (XII в.).

Прав. Николая Кавáсилы (XIV в.). 

Перенесение мощей свт. Гурия, архиепископа Казанского, в 1630 году.

Прославляется икона Божией Матери: Моденская (Косинская).

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы говорим об удивительном святом, который не будучи облечен в священный сан был прославлен как православный богослов и литургист, ученый-энциклопедист, философ, писатель и представитель византийской традиции исихазма, – это святой праведный Николай Кавáсила.

Два солунских святых из XIV века носили имя Кавáсилы. Старший, Нил, дядя Николая, по общепринятому мнению, управлял солунской паствой до 1340 года, при императоре Иоанне Кантакузине. Младший, Николай, родился в 1320 году в аристократической семье в Фессалонике. Детство его прошло под наставничеством дяди.

В 1335–1340 годах Николай получает классическое образование в Константинополе, где изучает философию, риторику, грамматику, естественные науки. Источники свидетельствуют, что уже в 1330-х годах Николай Кавáсила находился в тесной связи с исихастским движением. Его духовным руководителем в годы юности являлся ученик преподобного Григория Синаита – будущий Константинопольский патриарх Исидор Бухир.

Начиная с 1341 года Кавáсила активно участвует в политической и религиозной жизни. Патриарх Иоанн в 1343 году посылал его в числе других к императору Иоанну Кантакузину, чтобы убедить его отречься от престола. Но когда тот был коронован в Адрианополе и когда Фессалоника и другие города перестали противодействовать его партии, посольство в 1346 году отправилось к его сыну Мануилу, чтобы обещать ему покорность под некоторыми условиями, и в этом посольстве был Николай Кавáсила. Может быть путем этих самых отношений Николай приобрел благосклонность Кантакузина; по крайней мере, сам Кантакузин говорит, что удостаивал своей дружбы и даже причислял его к лучшим своим друзьям.

В результате святой Николай был другом и советником императора Иоанна Кантакузина на протяжении многих лет, поддерживал его во время гражданской войны и с трудом спасся от смерти в дни страшной резни фессалоникийской знати зилотами в августе 1345 года.

В 1347 году Кантакузин поручил Кавáсиле сопровождать новоизбранного архиепископа Фессалоникийского Григория Паламу на его кафедру. Солуняне не приняли святителя. Он и Кавáсила направились на Святую Гору, где пробыли год.

Будучи склонным к созерцательной монашеской жизни, император Иоанн Кантакузин в 1349 году удалился в монастырь Святого Маманта и потом перешел в монастырь Манганийский, недалеко от Константинополя. В это добровольное изгнание последовали за ним Димитрий Кидоний и Николай Кавáсила, мужи, по словам самого императора достигшие вершины внешней мудрости, не менее любомудренные и в делах, избравшие жизнь целомудренную и свободную от несчастий брака.

Пребывание императора и друзей его в монастыре было непродолжительным.

Когда Кантакузин, незадолго до своего отречения ради принятия монашеского пострига, призвал в соправители себе сына своего Матфея и Палеолога Андроника, Кавáсила опять встречается в числе посредников, которым надлежало вызвать удалившегося патриарха Каллиста и заставить его короновать Матфея. Но когда Каллист отказался, приступили к выбору нового патриарха, и на это место предложены были мирянин Николай Кавáсила и еще двое архиереев: Макарий Филадельфийский и Филофей Ираклийский; император избрал последнего, и он короновал Матфея. Но этот случай показывает высокий авторитет Кавáсилы среди современников, раз его предлагали возвести прямо на патриаршую кафедру, что с мирянами бывало редко.

В то же время Николаю Кавáсиле как приверженцу исихастского учения пришлось иметь спор о природе Фаворского света с Никифором Григорой, последователем Варлаама и Акиндина.

На созванном в 1351 году Влахернском Соборе Николай Кавáсила выступал твердым защитником православия и строгой аскетической жизни.

Один только краткий перечень сочинений Николая Кавáсилы может показать его литературную многосторонность и плодовитость.

К самым ранним его произведениям относится отрывок из комментария его на Птолемея; ко времени занятий его делами церкви в звании сакеллария нужно отнести сочинения: «О росте против ростовщиков», книгу о неправильных тяжбах гражданских начальств по отношению к церковным предметам. Немало осталось от него отдельных слов нравственных, на праздники и похвальных.

Из богословских произведений его известны: «Какая цель воплощения Господа», «Против заблуждений Никифора Григоры», «Изложение на пророка Иезекииля», «О душе» и другие мелкие сочинения и письма.

Однако слава Николая Кавáсилы как богослова-мистика покоится главным образом на его сочинении «О жизни во Христе». В семи главах этого выдающегося произведения Кавáсила подвергает глубокому рассмотрению и исследованию природу православной духовной жизни. Также известным творением Николая Кавáсилы является его «Изъяснение Божественной литургии».

Мирянином он, очевидно, оставался до конца жизни, по крайней мере ни один из дошедших до нас источников не говорит о принятии Кавáсилой монашеского пострига или священного сана. Вероятной датой кончины праведного Николая Кавáсилы является 1397 год.

Святый праведный Николае, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы