3 декабря. Преподобномученик Иоанн Заболотный

3 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 3 декабря (20 ноября ст.стиль).

 

Рождественский пост.

Сегодня Православная Церковь совершает предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также память святых кон. III – нач. IV века: мч. Да́сия Доросто́льского; мчч. Евста́фия, Феспе́сия и Анато́лия; сщмчч. Ни́рсы, Ио́сифа, Иоанна, Саве́рия, Исаа́кия, Ипа́тия, епископов Персидских, мчч. Аза́та скопца, Сасо́ния, мцц. Фе́клы, Анны и иных многих мужей и жен, в Перси́де пострадавших; свт. Прокла Константинопольского, патриарха V века; прп. Григория Декаполи́та, подвижника VIII – IX веков; прп. Дамиана (в схиме Диодора) Юрьего́рского (XVII);

Сщмчч. XX века: пресвитеров Алексия Аманова, Александра Сахарова, Владимира Медведюка,  Алексия Никатова, Иоанна Тихвинского (Сарва), Василия Канделяброва, Николая Покровского, Емилиана Панасевича, Николая Зеленова, прмчч. Евтихия (Качура), Илариона (Писарца), Иоанна Заболотного, Арсения (Дмитриева), прмцц. Иоанни́кии (Кожевниковой), Татианы Фомичевой.

Прославляется икона Божией Матери Со́болевская.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Игумен Дамаскин приводит нам краткое житие преподобномученика Иоанна. В миру его звали Иван Васильевич Заболотный, будущий святой родился в 1899 году в селе Клиново́е Ба́лтского уезда Подольской губернии (ныне в Кировогра́дской области на Украине) в крестьянской семье. В 1918 году призван в Красную Армию, но скрылся от военной службы. В конце 1919 года арестован за дезертирство, позднее заключен в лагерь принудительных работ близ Одессы. После выхода на свободу в 1922 году стал насельником Уманского монастыря, где принял монашеский постриг и пробыл до закрытия монастыря. В 1927 году рукоположен во иерея, служил в разных храмах Украины, а с 1935 года – в церквях Зарайского района Московской области.

16 ноября 1937 года арестован в Стрелецкой Слободе Зарайского района по обвинению «в ведении активной контрреволюционной деятельности и высказывании террористических настроений против коммунистов». Содержался в тюрьме города Коломны. Виновным себя не признал. 27 ноября 1937 года особой тройкой при УНКВД по Московской области приговорен к расстрелу. Казнен 3 декабря на полигоне Бутово близ Москвы и погребен в безвестной общей могиле.

 

Братья и сестры, можно сказать, что исповеднический подвиг будущего мученика начался, когда ему еще не было и 20 лет: с того момента, когда он пошел против режима Советов, а именно уклонился от служения в Красной армии. И вся последующая жизнь святого была попыткой плыть против течения безбожного режима. Вся его церковная жизнь проходила в самый сложный для Святой Православной Церкви период XX века. Ко всему прочему, принимая решение сбежать из Красной армии, святой Иоанн мог опираться только на свои собственные размышления: у него не было авторитетного церковного источника, которым можно было бы руководствоваться в своих действиях.

Слава Богу, в наше время, после Архиерейского собора 2000 года, есть документ, описывающий самые разные сферы жизни общества, и главное, пути решения сложных неоднозначных вопросов как для каждого отдельного христианина, так и для Церкви в общем. Документ этот называется «Социальная концепция Русской Православной Церкви». Вообще, этот труд является обязательным к прочтению всеми верными чадами Русской Церкви: не зная его содержания, мы можем попасть в трудную ситуацию при диалоге с обществом, высказывая мнения, несогласные с соборным разумом Церкви.

Так например, в разделе 16.1 мы видим слова, относящиеся к событиям, развивающимся ныне на мировой политической арене: «При всем понимании неизбежности международных споров и противоречий в падшем мире, Церковь призывает власть имущих разрешать любые конфликты путем поиска взаимоприемлемых решений. Она становится на сторону жертв агрессии, а также нелегитимного и нравственно неоправданного политического давления извне. Использование военной силы воспринимается Церковью как крайнее средство защиты от вооруженной агрессии со стороны других государств. Такая защита в порядке помощи может быть осуществлена и государством, не являющимся непосредственным объектом нападения, по просьбе последнего».

Также в разделе «Война и мир» мы читаем: «Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Но, хотя все так четко и понятно прописано, в XXI веке возникают все новые и новые вопросы по поводу морально-нравственных аспектов тех или иных военных конфликтов и способов их разрешения. И как следствие участие граждан, наших братьев во Христе, в этих военных кампаниях. Как пример такого вопроса можно привести использование современной техники. Раньше все было понятно: взял меч, лук, а позднее ружье и пошел защищать Родину. И один человек мог действительно изменить ход сражения. В наше же время, когда применяется авиация, используются разнообразные виды оружия массового поражения, в  том числе основанные на страшно разрушительных химических реакциях, вроде фосфорных бомб, усилия одного человека, не обладающего соответствующими средствами защиты или нападения, просто сводятся к нулю. Вопросы есть, и ответы на них обязательно даст соборный церковный разум, а пока мы будем молиться святому Иоанну, чтобы Господь хранил нас от войны и междоусобиц.

Преподобномучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать