29 марта. Мученик Савин

29 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие телезрители!

Сегодня, 29 марта, Православная Церковь совершает память мученика Савина. Город Гермополь в Египте был отечеством святого Савина, мужа славного во всей стране той и начальника в городе своем.

По причине гонения, воздвигнутого на христиан в царствование Диоклетиана, когда многие христиане были мучимы и истребляемы, святой Савин оставил свой дом, власть, богатства и всех родных и тайно ушел из города Гермополя, укрываясь в одном отдаленном селении вместе с прочими христианами. Поселившись в небольшом доме, он проводил в посте и молитвах все дни и ночи.

Служители же идолов весьма ревностно искали Савина, князя Гермопольского, чтобы подвергнуть его мучениям, но нигде не находили его, о чем сильно скорбели. Один нищий, приходивший за милостынею к блаженному Савину и получавший из рук его пищу и все потребное, взяв пример с Иуды-предателя, пришел к язычникам и сказал:

– Что дадите мне, чтобы я показал вам того, кого вы ищете, – Савина?

Они дали нищему две златницы. Затем пошли за ним, дошли до того дома, где жил святой, окружили его и постучали в дверь. В это время со святым Савином было шесть христиан. Подумав, что это пришел кто-либо из братий, они открыли дверь дома.

Тогда язычники быстро вошли в дом, взяли всех и связали. Святого же Савина связали особенно крепко – двумя тяжелыми цепями, и затем привели его на суд к игемону той страны именем Ариану. Святой Савин был долгое время расспрашиваем на суде и много раз принуждаем к принесению жертвы идолам. Но он не отвергся Христа. Вследствие этого он был мучим еще более жестоко, был терзаем острым железом, жегóм огнем. Наконец святой был утоплен в реке.

Таким образом святой окончил свой подвиг и отошел к Подвигоположнику Христу, чтобы принять от Него венец победы. Вместе с ним были мучимы и прочие шесть христиан, взятые с ним; и они награждены были от Господа на Небеси одинаковой с Савином славой.

Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин. 15, 18).

Эти слова Господа и Спасителя нашего сказаны всем христианам, которые жили, живут и будут жить до скончания века. История Церкви в то же время доказывает нам, что ненависть, о которой говорит Христос, особо умножалась и перерастала в гонения не всегда и не во всякой стране. Я коснусь как истории, так и современных вопросов, связанных с феноменом мученичества за Христа и веру в Него.

Гонения были почти повсеместными на заре христианства – в Древней Церкви. Языческому миру, привыкшему руководствоваться материальными категориями, было очень трудно принять учение Христа, пропустив его через душу и примирив с особенностями культуры, менталитета, воспитания того времени.

Как можно, например, любить и прощать своего врага? Для древнего человека, особенно воина, – мысль недопустимая. Страны и народы находились в постоянной войне: и с внешними врагами, и внутри государства – тем более такого колоссального, каким была Римская империя. Как можно бесконечно прощать? Ведь есть суд с хорошо разработанным римским правом.

Идеи Божественного Учителя приводили многих в недоумение, а оно очень часто перерастало в ненависть, злобу к тем, кто сумел вместить Новый Завет. Таких первоначально было меньшинство, и многие из них становились мучениками, гонимыми.

В большинстве европейских языков слово «мученик» звучит как «martyr». Этимологическое пересечение слов «мученик» и «свидетель» представляется весьма символичным. Перенесший страдания, но не просто так, по стечению жизненных обстоятельств, а за истинную веру, за веру во Христа, чаще всего с именем Спасителя на устах или с молитвой к Нему, поистине является свидетелем. Свидетелем чего?

Во-первых, своей веры, которая подкрепляется не только исповеданием на словах, не только каким-то рядовым, обыденным действием, но и готовностью отдать за эту веру самое ценное – жизнь.

Во-вторых, доказательством правоты слов Спасителя о том, что Церковь не могут одолеть врата ада.

В-третьих, земным доказательством представления о жизни бесконечной: имена древних мучеников составили первые мартирологи, и верующие Древней Церкви не забывали своих страдальцев, хотя возможности фиксации их подвига были весьма ограниченными. Облавы со стороны гонителей, необходимость соблюдать строгую конфиденциальность – все это было приметой жизни древних мучеников, с которыми наша Русская Церковь столкнется в XX веке.

Парадоксально для языческого миропонимания: борьба с христианами Древней Церкви приводила не к уничтожению последователей Спасителя, а к их увеличению. При этом, конечно, шло сопротивление и со стороны христиан, но его методами были слово, убеждение и духовная жизнь. «Не мечами и стрелами, не посредством военных отрядов, а убеждением и советом возвышается истина», – писал святитель Афанасий Александрийский. Так происходило и во всей последующей истории христианства.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

мч. Папы;

свт. Серапиона, архиеп. Новгородского;

ап. Аристовула, еп. Вританийского (Британского);

сщмч. Александра, папы Римского;

мч. Иулиана Аназарвского;

сщмчч. Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских.

Всех, кто носит эти святые имена, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Пусть Великодаровитый Господь по молитвам ваших небесных покровителей дарует вам здравие телесное, спасение душевное. Будьте Богом хранимы, многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы