29 февраля. Святитель Московский Макарий

29 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь.  29 февраля (16 февраля ст. стиль).

 

Началась 2-я подготовительная седмица к Великому посту.

Сегодня Церковь творит память: мчч. Памфила, пресвитера, Валента, диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии и мчч персидских в Мартирополе, пострадавших в IV веке. Прп. Маруфа, епископа Мартиропольского (V). Свт. Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского (XIX – начало XX века).

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы познакомимся со святителем Макарием, митрополитом Московский и Коломенский, апостолом Алтая. В миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский, он родился 1 октября 1835 года в селе Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил псаломщиком сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. В 1854 году он закончил семинарию, где ему сократили фамилию до Невского. По своему желанию для проповеди Евангелия он поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарев) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий святитель служил чтецом, преподавал в катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдаленные, труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.

16 марта 1861 года он принял монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукоположили в иеродиакона, а 19 марта – в иеромонаха. Так началось его самостоятельное миссионерское служение – сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, если народу несли Слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречиями. Многие годы он посвятил переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани.

В 1875 году отца Макария назначили помощником начальника Алтайской миссии.  В 1883 году возвели в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности владыка прослужил восемь лет. За это время число крещеных возросло до 19 216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухареве) в 1830 году число крещеных было всего 675 душ), число приходских храмов – до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1 168 человек.

За 36 лет своего миссионерского служения владыка Макарий приобрел всероссийскую известность. В 1891 году его назначили епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других – наставление, для третьих – ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.

Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его [...] В подметных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, беспорядков [...] Их желание — все перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими...»

В мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделял катехизации народа, смело обличал нравственную распущенность современников, выступал против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».

В 1917 году после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на владыку, который остался верен присяге государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917–1918 годов. Святителя принуждают «как не соответствующего духу времени» под угрозой заключения в Петропавловскую крепость подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства. Кроме того, 82-летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре, священноархимандритом которой он был, сослав в Николо-Угрешский монастырь.

Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного владыку святой патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощения. Священномученик митрополит Петр, став патриаршим местоблюстителем, просил у старца благословения, и владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.

Выдающийся святитель-миссионер, «Апостол Алтая» почил 16 февраля 1926 года в поселке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.

Братья и сестры, хотя мы и молимся за каждой литургией о многолетии всех нас, но в случае со святителем Макарием, хочется поблагодарить Бога за то, что Он забрал его в Свои обители до времени самых лютых гонений и репрессий. Ведь святитель и так претерпел столько трудов ради Церкви и, конечно, заслужил кончины безболезненной и мирной.

Святителю отче Макарие, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать