28 ноября. Преподобный Паисий (Величковский)

28 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 28 ноября (15 ноября ст. стиль).

 

Начало Рождественского поста.

Сегодня совершается память: мучеников и исповедников IV века Гурия, Самона и Авива. Мч. Димитрия Дабудского. Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия. Прп. Паисия (Величковского), подвижника XVIII века.

Сщмчч., пострадавших в ХХ веке: Николая Щербакова, Петра Конардова, пресвитеров; Григория Долинина, диакона; Никиты Алмазова, протодиакона.

Прославляются иконы Божией Матери: Ипатменская, Купятицкая и «Благоуханный Цвет».

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, в XVIII веке, когда влияние западного богословия со страшной силой исказило нашу традиционную православную церковность на Руси, спасительным связующим духовным звеном России и Афона стал архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии преподобный Паисий (Величковский). Родился он в 1722 году в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет от роду вступил в Любечскую обитель, затем перешел в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни. Некоторое время спустя преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину – скит святого Илии.

В 1758 году в возрасте 36-ти лет он был рукоположен в священный сан. В 1763 году преподобный Паисий с 64-мя монахами переселился в Молдавию для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и был поставлен настоятелем монастыря Драгомирны. За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину святых Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской Горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и социальное служение (монастырская больница, странноприимница, церковное искусство и прочее).

Земля, на которой размещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны отошла к Австрии. Авва Паисий, не видя возможности мира духовного в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию – 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келий, то ему было велено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 году, оставив часть братии в Секуле.

Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секулы – общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного росла, были иноки более чем десяти национальностей, и число их к 1790 году возросло до десяти тысяч человек. В то время это была самая многолюдная обитель Восточной Православной Церкви. В 1790 году преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая по-прежнему окормлять Секул и другие окрестные монастыри и скиты.

На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию восточных отцов «Добротолюбия»: преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского. Преподобный Паисий приводил многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной Иисусовой молитвы. «Умно-сердечная молитва – для преуспевающих, для средних – пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных – послушание и труд», – поучал старец. Старец с миром преставился в 1794 году, прожив 72 года. Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.

В то время как переводы с латинского языка были очень распространены в нашей Церкви, переводы восточных святоотеческих творений с греческого на русский язык, выполненные трудами святого Паисия, долго были единственными в русской литературе и читались повсюду. Им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, сборник творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое.

С его духовным наследием связана история старчества в России и в первую очередь в Оптиной пустыни. Первые оптинские старцы, учителя преподобного Амвросия Оптинского — преподобные Лев, Макарий и Моисей — были прямыми учениками иноков преподобного Паисия. Даже преподобный Серафим Саровский имел некоторое духовное преемство от святого Паисия.

В чем же секрет духовного делания всех нами упомянутых святых? Как и во все времена – в смирении и стяжании Святого Духа. Посмотрите, с каким смирением отвечал преподобный Паисий вопрошающему о том, как же спастись мирянину: «Советую вам прилежнее читать Божественное Писание и учение святых и Богоносных Отцов наших, которым дано благодатью Пресвятого Духа разуметь тайны Царствия Божия, то есть истинный смысл Священного Писания; в их духопросвещенном учении вы найдете все, что нужно ко спасению. И я грешный, по скудоумию моему, отвечаю на вопрошение ваше: Бог премилосердый соделывает наше спасение православною верою, добрыми делами и Своею благодатью. Православная вера есть та, которую содержит Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь Восточная; без сей веры православной никак нельзя никому спастись. Добрые дела — это евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также невозможно никому спастись. Вера православная без добрых дел мертва, и дела добрые без веры также мертвы. Желающему спасения необходимо иметь и то и другое вместе: и веру православную с добрыми делами, и дела добрые с верою православною, и тогда, при помощи благодати Божией, споспешествующей добрым делам его, он спасется по слову Христа, сказавшего: ”без Мене не можете творити нечесоже”».

Преподобне отче Паисие, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать