28 ноября. Преподобный Паисий Величковский

28 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 28 ноября (15 ноября ст.стиль).

 

Начало Рождественского поста.

Сегодня совершается память: мучеников и исповедников IV века Гурия, Самона и Авива; мч. Димитрия Дабудского; мчч. Елпиидия, Маркелла и Евстохия; прп. Паисия Величковского, подвижника XVIII века.

Сщмчч. XX века: Николая Щербакова, Петра Конардова, пресвитеров, Григория Долинина, диакона, Никиты Алмазова, протодиакона.

Икон Божией Матери: Ипатменская; Купятицкая; «Благоуханный Цвет».

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, вчера мы с вами вспоминали яркого защитника исихазма святителя Григория Паламу, а сегодня Святая Церковь предлагает нам проследить, так сказать, духовный маршрут исихазма со Святой Горы Афон к нам в Россию. Промыслом Божиим главным связующим звеном России и Афона стал архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии преподобный Паисий Величковский. Родился он в 1722 г. в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет от роду вступил в Любечский монастырь, затем перешел в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни. Некоторое время спустя преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину – скит св. Илии. В 1758 г. в возрасте 36 лет он был рукоположен в священный сан.

В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и был поставлен настоятелем монастыря Драгомирны. За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину святых  Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской Горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и социальное служение (монастырская больница, странноприимница, церковное искусство и пр.). Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны отошла к Австрии. Авва Паисий, не видя возможности мира духовного в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию – 350 человек. Господарь Григорий Ги́ка и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Се́кульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлий, то ему было велено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 г., оставив часть братии в Секуле.

Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секулы – общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного умножилась, были иноки более чем 10 национальностей, и число их к 1790 г. возросло до 10 тыс. человек. В то время это была самая многолюдная обитель Восточной Православной Церкви. В 1790 г. преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты.

На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов «Добротолюбия» преподобного Григория Синаи́та, святителя Григория Паламы́ и преподобного Нила Сорского. Преподобный Паисий приводил многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной Иисусовой молитвы. «Умно-сердечная молитва – для преуспевающих, для средних – пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных – послушание и труд», – поучал старец. Старец с миром преставился в 1794 г., прожив 72 года. Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.

Его переводы святоотеческих творений с греческого на русский язык долго были единственными в русской литературе и читались повсюду. Им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, сборник творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое.

С духовным наследием преподобного Паисия связана история старчества в России и в первую очередь Оптиной пустыни. Первые оптинские старцы — преподобные Лев, Макарий и Моисей — были прямыми учениками учеников преподобного Паисия, а их учеником в свою очередь явился Амвросий Оптинский. Так же и преподобный Серафим Саровский имел некоторое духовное преемство от святого Паисия.

Чем столь принципиальна позиция исихастов, что мы так подчеркиваем преемство одних подвижников от других? Может быть, в каких-то тайных методах или какой-то особенной аскетике? Или в особом мистическом молитвенном опыте? По правде говоря, не в этом. Все исихасты просто говорят о любви. И переживание Нетварного света – это лишь малая грань Божественной любви, открывшейся им. Преподобный Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, Силуан Афонский – их всех объединяет мирный дух, радость и любовь.

Вот и преподобный Паисий перечислял мирянам заповеди, необходимые для спасения: «заповеди о любви к Богу и ближним, о кротости и смирении, о мире со всеми и терпении, о том, чтобы от сердца прощать ближнему обиды, никого не осуждать, не иметь ненависти, любить врагов, творить по силе милостыню и душевную и телесную, и понуждать себя со всем усердием исполнять все прочие заповеди Христовы, во святом Евангелии написанные».

Преподобне отче Паисие, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать