Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 28 мая (15 мая ст. стиль).
Сегодня мы творим память: прп. Пахомия Великого и свт. Ахиллия, епископа Ларисийского (IV). Свт. Исаии, епископа Ростовского, чудотворца XI века. Прп. Исаии Печерского, подвижника XI – начала XII века. Прп. Пахомия Нерехтского, святого XIV века. Псковских прпп. XV столетия святого Евфросина и ученика его, Серапиона. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (конец XVI в.).
Празднуется один из самых крупных соборов новомучеников и исповедников Российских, в Бутове пострадавших (это переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе).
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы посвятим время нашей передачи истории становления общежительного монашества, а ключевую роль в этом процессе сыграл преподобный Пахомий Великий. Святой Пахомий наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Евфимием Великим является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился он в III веке в Фиваиде (что в Верхнем Египте) от родителей-язычников и получил хорошее светское образование. С юности имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание стать христианином.
Вернувшись с победоносной войны, Пахомий принял святое крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.
Однажды, после 10 лет пустынной жизни преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители, предсказал будущую ее славу и вскоре отошел ко Господу.
Постепенно к преподобному Пахомию стали собираться ученики. Для того чтобы организовать жизнь своих подопечных, преподобный ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг, и, более того, каждого приходящего в первую очередь обучали грамоте и благословляли заучить наизусть большую часть Священного Писания. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.
Число иноков монастыря быстро возрастало, что вызвало необходимость постройки еще семи монастырей поблизости. Количество иноков доходило до 7000, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. В то же время преподобный Пахомий оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата. Хотя число братии поражает современного человека, попасть в монастырь по Тавеннисиотскому уставу было не так просто.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Хотя монастыри прп. Пахомия были многолюдны, прием, однако же, в них был не так скор и неразборчив. Когда кто, приступив к вратам монастыря, изъявлял желание отречься от мира и вступить в братство обители, то его не тотчас вводили внутрь, но дав знать о нем Авве и получив от него наставления относительно его, оставляли его на несколько дней вне, без всякого призора и внимания». Причем не просто без внимания, а относились к нему с презрением, укоряли его и отталкивали, чтобы испытать, что намерение его не мимолетное, а твердое, и что он готов на все искушения. После этого первого испытания, новичка принимали в гостиницу. Его заставляли изучить молитву Господню («Отче наш»), если он ее не знал, и несколько псалмов. Через это обнаруживались способности послушника к учению. Между тем осведомлялись, кто он и чего ради оставляет мир; не сделал ли чего худого и готов ли он отрешиться от всяких родственных чувств и от всякого пристрастия к имуществу и ко всему, что оставляет в мире. Если препятствий нет, то новоначальному показывали обитель, рассказывали об уставе и узнавали об его навыках. Затем с него снимали мирские одежды, облекали в иноческие и вводили во время молитвы в собрание братьев. Мирские одежды отдавались эконому, и тот сохранял их, пока принятый окончательно утвердится в иноческой жизни, после чего отдавали их бедным; если же он оказывался негодным послушником, то его опять одевали в мирские одежды и изгоняли вон.
Тавенниссийский монастырь представлял собой большое поселение, состоящее из 30-40 домов, в каждом из домов было по 12 келий, в каждой келье жило по 3 монаха. 3-4 дома составляли трибу. При монастыре были церковь, трапезная, пекарня, больница, гостиница (для паломников), огород, а также склады для провизии и инвентаря.
Суровый и строгий к себе, преподобный Пахомий имел великое милосердие и снисхождение к недостаточно зрелым духовно инокам. Он учил всячески опасаться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо. С особой любовью относился преподобный Пахомий к больным инокам. Он посещал их, ободрял унывающих, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю. Больным он ослаблял пост, если это было необходимо для их выздоровления.
Под конец своей жизни преподобный Пахомий сам тяжко заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик преподобный Феодор. Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53 лет и был погребен у горы возле обители.
Преподобне отче Пахомие, моли Бога о нас!
Всего вам доброго, дорогие телезрители! Христос Воскресе!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 25 апреля 2024
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!