27 ноября. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский

27 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 27 ноября (14 ст. стиль).

 

День постный.

Сегодня мы вспоминаем: апостола Филиппа; свв. правоверного царя Иустиниана I и царицу Феодору (VI);  свт. Григория Паламу́, архиепископа Фессалони́тского (XIV); прп. Филиппа Ира́пского, подвижника XV-XVI вв.

Память сщмчч. XX века: пресвитеров Димитрия Беневоленского, Александра Быкова, Виктора Ильинского, Алексия Нечаева, Михаила Белюстина, Михаила Некрасова, Феодора Баккалинского, Петра Титова, Алексия Никологорского, Сергия Знаменского, Николая Дунаева, Василия Лихарева, Александра Покровского, Николая Виноградова, Димитрия Лебедева; мч. Гавриила Безфамильного; сщмчч. пресвитеров Порфирия Колосовского, Василия Никольского, Георгия Извекова, Василия Розанова, Сергия Спасского, Александра Чекалова, Сергия Руфицкого; мч. Димитрия Рудакова, прмч. Аристарха (Заглодина-Кокорева); сщмч. диакона Николая Богородского, мц. Анны Зерцаловой; сщмч. Феодора Грудакова и Сергия Константинова, пресвитеров.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

В кругах нецерковных или околоцерковных можно часто услышать, как люди рассуждают о тех или иных энергиях: биоэнергиях, космических энергиях, энергетических каналах и тому подобном. И как часто бывает, люди тащат свои «грязные сапоги» в Церковь, говорят: как же так? Церковь не признает «общепризнанных» принципов духовности!»  Ведь, как они утверждают, всем известно, что весь мир пронизан энергиями, овладеть которыми якобы главная задача человека. Считают, что через управление этими энергиями мы можем добиться счастья и благополучия в своей жизни и на всей планете. Сегодня мы обратимся к памяти святителя, который еще в XIV веке открыл в православии понятие «энергии», и увидим, что представления наших современников не что иное, как старое злое язычество.

Святитель Григорий Палама́, архиепископ Солунский родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андрони́ка II Палеоло́га. Отец святого Григория вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями, Григорий получил лучшее образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но тот, едва достигнув 20 лет, в 1316 году удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством преподобного старца Никодима принял постриг и начал путь подвижничества. Умное делание, которому хотел посвятить себя Григорий, требовало уединения и безмолвия. Оно получило название исихазма (от греческого «покой, молчание»), а практикующие его стали называться исихастами.

В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника. Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу: совершал богослужение и произносил проповеди. В 1331 году святитель снова удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, где занялся богословскими трудами. А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов православия и принесшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из Кала́брии приехал ученый монах Варлаам и на основании догмата о непостижимости существа Божия объявил умное делание еретическим заблуждением. Камнем преткновения стали представления о Фаворском свете. Исихасты учили, что умная молитва приводит к непосредственному богообщению, при котором человек видит Божественный свет, «Свет присносущный», – визуальное выражение Божественной силы, или иначе Божественной энергии, действия Бога в тварном мире. Именно этот «нетварный свет» видели апостолы на Фаворе в момент преображения Иисуса Христа, когда проявилась Его Божественная слава.

На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы́ с Варлаамом, сосредоточившийся на вопросе о природе Фаворского света. Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но на этом не закончились труды святителя, ему еще предстояло попасть в опалу и заключение, быть освобожденным и возглавить Солунскую кафедру, затем быть пленным рабом у турок и после всего этого получить свободу и увидеть в видении самого Иоанна Златоуста. Почил святитель 14 ноября 1359 года, в Солуни.

Братья и сестры, энергии, о которых говорит православие, – это Сам Бог, Его проявление в мире и действие. Их нельзя ограничить и Ими нельзя управлять, потому что Господь совершенно свободен. А современные эзотерики, как наследники язычества, хотят приручить Бога, хотят подчинить Его, а вместо этого подчиняют себя бесам и бесы приручают их самих. Поэтому давайте поручим постижение тварных энергий науке физике, а нетварных – подвижникам-монахам. Мы же будем молиться, чтобы Господь не оставлял нас грешных и продолжал миловать нас Своими Божественными энергиями мира, любви и радости.

Святителю отче Григорие, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы