Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 27 марта (14 марта ст. стиль).
Сегодня воскресенье 2-й недели Великого поста, которое посвящено святителю Григорию Паламе и его учению о нетварных энергиях. Совершается литургия святителя Василия Великого.
Сегодня мы творим память: свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского XIV века, а также собора всех преподобных отцов Киево-Печерских (оба этих праздника являются переходящими во 2-ю Неделю Великого поста). Прп. Венедикта Нурсийского, игумена VI века. Свт. Евсхимона, епископа Лампсакийского IX века. Блгв. кн. Ростислава (в Крещении Михаила) Мстиславича Киевского святого XII века. Свт. Феогноста, митрополита Киевского и всея России XIV столетия.
Прославляются иконы Божией Матери: Феодоровская, Умиление Себежская (Опочецкая) и «Вертоград заключенный».
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодняшний день и вся неделя идут под покровительством святителя Григория Паламы, так как сформулированное им подвижническое учение о нетварных энергиях стало одним из важнейших богословских оснований для монашеского умного делания и практики Иисусовой молитвы, без которых трудно представить Великий пост. Мы уже посвящали святителю программу от 27-го ноября и ее можно посмотреть на сайте нашего телеканала в разделе программы. Поэтому мы опустим сегодня его житие и поговорим о сути того делания, к которому святитель призывает нас в своих богословских трудах. Мы поговорим об исихазме.
Что мы можем прочесть об исихазме, если сделаем такой запрос в Интернете? Новая философская энциклопедия дает нам такое определение: «Исихазм (от греч. ησυχία – покой, безмолвие) – христианское мистическое мировоззрение, древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма». Встречаются несколько значений термина: 1) уединенное, отшельническое монашество, протекающее в безмолвии; 2) развившаяся на Синае и Афоне и достигшая расцвета в XIV веке особая школа и техника молитвы, часто именуемая “умным деланием” и имеющая своим ядром непрестанное произнесение в уме Иисусовой молитвы; 3) учение св. Григория Паламы или паламизм, богословское выражение и обоснование исихазма (концепция нетварных Божественных энергий, действующих в мире и человеке). Сказано достаточно сухо.
В другом месте мы читаем: «Исихазм – особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света, который исходил от Христа при преображении на горе Фавор)». И во множестве других мест можно прочесть о том, что исихазм – это техника, практика, набор упражнений и методов и тому подобное. И вроде бы все правда, да вот только все не о том. Эти определения похожи на анатомическое описание человека. Вроде все верно, а спросишь: «Где сам-то человек?» – и ответа нет. Сама личность не во внешних признаках. Даже в православной богословской среде на полном серьезе обсуждается вопрос о влиянии восточной мистической традиции вроде йоги на исихазм, сравниваются методы чтения Иисусовой молитвы и мантр. И это снова похоже на анатомическое сравнение, например, человека и обезьяны. Ведь очень похоже, правда? А что действительно общего по сути? Только какие-то внешние черты, да и то очень поверхностно.
В Ветхом Завете суть исихазма выражена всего в одном предложении: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». (Быт. 5, 24) Тот самый Енох, что по православному преданию был вознесен на небо, так же, как и пророк Илия. А если говорить о святых отцах, то мне лично больше всего нравится объяснение исихазма святым Порфирием Кавсокаливитом. Один новоначальный святогорский монах посетил старца Порфирия в Оропосе и в беседе спросил его:
– Геронда, я хотел бы услышать от вас что-нибудь о молитве Иисусовой. Как ее творить? Одни говорят, что надо удерживать дыхание, другие, что надо сидеть на низкой скамеечке, опустив голову на грудь и таким образом удерживать ум от рассеяния и много тому подобного. Итак, я хочу, чтобы вы, имея опыт, сказали мне, как творить Иисусову молитву.
– Я, чадо мое, - ответил Геронда, – не знаком с этими вещами. Но я знаю одну историю, из которой ты, когда я тебе ее расскажу, сам все поймешь.
Одна молодая девушка была моей духовной дочерью. Она очень меня любила и всегда со мной советовалась и была очень послушна. Она поступила в университет. Однажды они приехала ко мне и говорит:
–Геронда, я вчера была на именинах у своей подруги и там познакомилась с одним парнем. Я так к нему расположилась, так его полюбила, что не могу его забыть и хочу найти его и сказать ему, что хочу, чтобы мы создали семью. Поэтому я и пришла к вам, чтобы спросить у вас совета.
– Выслушай меня, детка, – ответил старец. – Не впутывайся сейчас в это, иначе вся твоя учеба пойдет кувырком. Потерпи, пока не окончишь университет, а потом у тебя на это будет вся жизнь.
Она послушалась и ушла. Через неделю приходит снова и говорит:
– Геронда, вы знаете, как крепко я вас люблю. Я стараюсь выбросить этого парня из головы и не могу. Все время думаю о нем…
Отец Порфирий дал ей еще несколько советов и она ушла. Спустя неделю она снова пришла и говорит:
– Геронда, сейчас я пришла уже не для того чтобы посоветоваться с вами. Я пришла просто, чтобы сказать вам, что сегодня поеду к нему, потому что я не могу жить без него. Я его полюбила: сажусь читать – не могу, потому что думаю о нем; иду готовить – снова о нем вспоминаю. И вообще, как я ни старалась, как не боролась, не могла выбросить память о нем из головы…»
Старец продолжил ответ монаху-святогорцу: «Видишь, эта девушка лишь один раз увидев юношу, вложила его образ в свой ум, в свое сердце, а затем как ни старалась извлечь его оттуда, так и не смогла, все ее старания оказались тщетными. А мы сейчас стараемся найти способ, для того чтобы полюбить Бога, Который оказал нам столько благодеяний! Я не знаю эти методы со скамеечкой, удержанием дыхания и т. д. Мне нравится только один способ, о нем я сейчас и рассказал тебе…»
А другой замечательный святой преподобный Силуан Афонский писал: «Скучает душа моя о Господе, и желанно ищу Его, и ни о чем другом не терпит душа моя помышлять. Скучает душа моя о живом Господе, и рвется дух мой к Нему, как Отцу Небесному и родному» и еще: «О, все люди, смирим себя ради Господа и ради Царствия Небесного. Смирим себя, и даст нам Господь познать силу Иисусовой молитвы. Смирим себя, и Сам Дух Божий будет учить душу». То же самое мог бы сказать и преподобный Серафим. В этом вся суть исихазма, дорогие братья и сестры, в истинной любви к Богу и смирении.
Святителю отче Григорие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Этот день в истории. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!