27 марта. Святитель Григорий Палама. Исихазм

27 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 27 марта (14 марта ст. стиль).

 

Сегодня воскресенье 2-й недели Великого поста, которое посвящено святителю Григорию Паламе и его учению о нетварных энергиях. Совершается литургия святителя Василия Великого.

Сегодня мы творим память: свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского XIV века, а также собора всех преподобных отцов Киево-Печерских (оба этих праздника являются переходящими во 2-ю Неделю Великого поста). Прп. Венедикта Нурсийского, игумена VI века. Свт. Евсхимона, епископа Лампсакийского IX века. Блгв. кн. Ростислава (в Крещении Михаила) Мстиславича Киевского святого XII века. Свт. Феогноста, митрополита Киевского и всея России XIV столетия.

Прославляются иконы Божией Матери: Феодоровская, Умиление Себежская (Опочецкая) и «Вертоград заключенный».

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодняшний день и вся неделя идут под покровительством святителя Григория Паламы, так как сформулированное им подвижническое учение о нетварных энергиях стало одним из важнейших богословских оснований для монашеского умного делания и практики Иисусовой молитвы, без которых трудно представить Великий пост. Мы уже посвящали святителю программу от 27-го ноября и ее можно посмотреть на сайте нашего телеканала в разделе программы. Поэтому мы опустим сегодня его житие и поговорим о сути того делания, к которому святитель призывает нас в своих богословских трудах. Мы поговорим об исихазме.

Что мы можем прочесть об исихазме, если сделаем такой запрос в Интернете? Новая философская энциклопедия дает нам такое определение:  «Исихазм (от греч. ησυχία – покой, безмолвие) – христианское мистическое мировоззрение, древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма». Встречаются несколько значений термина: 1) уединенное, отшельническое монашество, протекающее в безмолвии; 2) развившаяся на Синае и Афоне и достигшая расцвета в XIV веке особая школа и техника молитвы, часто именуемая “умным деланием” и имеющая своим ядром непрестанное произнесение в уме Иисусовой молитвы; 3) учение св. Григория Паламы или паламизм, богословское выражение и обоснование исихазма (концепция нетварных Божественных энергий, действующих в мире и человеке). Сказано достаточно сухо.

В другом месте мы читаем: «Исихазм – особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света, который исходил от Христа при преображении на горе Фавор)». И во множестве других мест можно прочесть о том, что исихазм – это техника, практика, набор упражнений и методов и тому подобное. И вроде бы все правда, да вот только все не о том. Эти определения похожи на анатомическое описание человека. Вроде все верно, а спросишь: «Где сам-то человек?» – и ответа нет. Сама личность не во внешних признаках. Даже в православной богословской среде на полном серьезе обсуждается вопрос о влиянии восточной мистической традиции вроде йоги на исихазм, сравниваются методы чтения Иисусовой молитвы и мантр. И это снова похоже на анатомическое сравнение, например, человека и обезьяны. Ведь очень похоже, правда? А что действительно общего по сути? Только какие-то внешние черты, да и то очень поверхностно.

В Ветхом Завете суть исихазма выражена всего в одном предложении: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». (Быт. 5, 24) Тот самый Енох, что по православному преданию был вознесен на небо, так же, как и пророк Илия. А если говорить о святых отцах, то мне лично больше всего нравится объяснение исихазма святым Порфирием Кавсокаливитом. Один новоначальный святогорский монах посетил старца Порфирия в Оропосе и в беседе спросил его:

– Геронда, я хотел бы услышать от вас что-нибудь о молитве Иисусовой. Как ее творить? Одни говорят, что надо удерживать дыхание, другие, что надо сидеть на низкой скамеечке, опустив голову на грудь и таким образом удерживать ум от рассеяния и много тому подобного. Итак, я хочу, чтобы вы, имея опыт, сказали мне, как творить Иисусову молитву.

– Я, чадо мое, - ответил Геронда, – не знаком с этими вещами. Но я знаю одну историю, из которой ты, когда я тебе ее расскажу, сам все поймешь.

Одна молодая девушка была моей духовной дочерью. Она очень меня любила и всегда со мной советовалась и была очень послушна. Она поступила в университет. Однажды они приехала ко мне и говорит:

–Геронда, я вчера была на именинах у своей подруги и там познакомилась с одним парнем. Я так к нему расположилась, так его полюбила, что не могу его забыть и хочу найти его и сказать ему, что хочу, чтобы мы создали семью. Поэтому я и пришла к вам, чтобы спросить у вас совета.

– Выслушай меня, детка, – ответил старец. ­– Не впутывайся сейчас в это, иначе вся твоя учеба пойдет кувырком. Потерпи, пока не окончишь университет, а потом у тебя на это будет вся жизнь.

Она послушалась  и ушла. Через неделю приходит снова и говорит:

– Геронда, вы знаете, как крепко я вас люблю. Я стараюсь выбросить этого парня из головы и не могу. Все время думаю о нем…

Отец Порфирий дал ей еще несколько советов и она ушла. Спустя неделю она снова пришла и говорит:

– Геронда, сейчас я пришла уже не для того чтобы посоветоваться с вами. Я пришла просто, чтобы сказать вам, что сегодня поеду к нему, потому что я не могу жить без него. Я его полюбила: сажусь читать – не могу, потому что думаю о нем; иду готовить – снова о нем вспоминаю. И вообще, как я ни старалась, как не боролась, не могла выбросить память о нем из головы…»

Старец продолжил ответ монаху-святогорцу: «Видишь, эта девушка лишь один раз увидев юношу, вложила его образ в свой ум, в свое сердце, а затем как ни старалась извлечь его оттуда, так и не смогла, все ее старания оказались тщетными. А мы сейчас стараемся найти способ, для того чтобы полюбить Бога, Который оказал нам столько благодеяний! Я не знаю эти методы со скамеечкой, удержанием дыхания и т. д. Мне нравится только один способ, о нем я сейчас и рассказал тебе…»

А другой замечательный святой преподобный Силуан Афонский писал: «Скучает душа моя о Господе, и желанно ищу Его, и ни о чем другом не терпит душа моя помышлять. Скучает душа моя о живом Господе, и рвется дух мой к Нему, как Отцу Небесному и родному» и еще: «О, все люди, смирим себя ради Господа и ради Царствия Небесного. Смирим себя, и даст нам Господь познать силу Иисусовой молитвы. Смирим себя, и Сам Дух Божий будет учить душу». То же самое мог бы сказать и преподобный Серафим. В этом вся суть исихазма, дорогие братья и сестры, в истинной любви к Богу и смирении.

Святителю отче Григорие, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать