27 июля. Священномученик Константин Богоявленский, пресвитер

27 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 27 июля (14 июля по ст. стилю)

 

Сегодня мы совершаем память:

Ап. от 70-ти Акилы, мч. Иуста Римского (I в.).

Прп. Еллия монаха; прп. Онисима Магнезийского, чудотворца; мч. Иоанна Мервского (IV в.).

Прп. Стефана Махрищского, подвижника (XIV – начало XV  в.).

Прп. Никодима Святогорца (XVIII – начало XIX в.).

Сщмч. пресвитеров Константина Богоявленского и Николая Порецкого (первая половина XX в.).

Прославляется икона Божией Матери: «Елисаветградская».

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем святого из числа пострадавших за Христа в XX веке.

В 1896 году в семье дьякона Успенской церкви города Екатеринбурга Стефана Богоявленского родился сын, который в крещении был назван Константином. Как и многие дети из семей духовного сословия, Константин пошел по стопам отца: в десятилетнем возрасте он был отдан для обучения в Екатеринбургское духовное училище. Правда, сначала учеба ему не давалась, но со временем все исправилось.

В 1911 году, окончив курс училища, Константин был переведен в первый класс Пермской семинарии. Проходя обучение, он жил в общежитии Духовной семинарии, которое находилось на Монастырской улице. Весной 1917 года обучение Константина подошло к концу. К этому времени он уже был рукоположен в сан пресвитера и определен на священническое место при церкви села Меркушино Верхотурского уезда.

Во всем православном мире это село известно как место явления нетленных мощей одного из дивных русских святых – праведного Симеона Верхотурского. Село было основано в 1620 году как перевалочный пункт на Сибирском торговом пути.

Окончив семинарию в апреле 1917 года, отец Константин немедленно отправился к месту своего служения. В неспокойное время началось его служение, страна находилась на грани революции. После прихода новой власти для всей России наступило время тяжких испытаний, в разных местах вспыхивали народные бунты.

В 1918 году в Верхотурском уезде велось серьезное сопротивление устанавливающемуся строю. В воспоминаниях участников гражданской войны говорится, что крестьяне и помещики «собирали оружие, в кузницах ковали копья, пики, лили пули для охотничьих ружей. Объявили мобилизацию лошадей, людей, проводили военные учения». В июле 1918 года «было организовано восстание против советской власти... 3 июля организовали поход на Верхотурье, в котором участвовало все население, кто с топором, кто просто безо всего». В воспоминаниях иногда упоминается и о том, что повстанцы находили поддержку у духовенства.

После подавления бунта по всему Верхотурскому уезду прошла волна расправ. В том числе в селе Меркушино был совершен «показательный» (по словам местных жителей) расстрел священника и старосты храма. Когда их вели из церкви к месту казни, за сельское кладбище, отец Константин шел и всю дорогу сам себя отпевал. Их заставили рыть себе могилу, а затем на виду у насильно собранных сельчан расстреляли.

Как и при любой другой церкви, в Меркушино было две метрические книги – в одну заносились сведения о совершении таких Таинств, как Крещение, Брак (венчание), в другую – сведения об отпеваниях, литиях, панихидах. Еще 5 июля 1918 года в первой из этих книг была сделана запись отцом Константином. А уже 17 июля во второй книге появляется запись о том, что «местной церкви священник Константин Стефанов Богоявленский» отпет и захоронен в церковной ограде. Причина смерти – «разстрел». Указан и день смерти – 14 июля, это было воскресенье, в графе «лета умершего» стоит цифра «22».

Сохранился помянник тех лет с именами убиенных рабов Божиих, среди которых большинство – иереи, диаконы, монахи. Под № 31 в нем значится: «Константин Богоявленский, с. Меркушинское, Верхотурье, разстреленъ 14 июля».

Но церквей, где бы могло совершаться поминовение новомученика, с каждым годом в стране становилось все меньше и меньше. В Меркушино один храм был взорван, другой предан запустению. Да и само село, будучи лишено духовной опоры, стало пустеть и медленно умирать. Жители, захваченные вихрем «ударных пятилеток», также забыли об убиенном священнике.

Но Господу было угодно явить Свою милость к Сибирской земле и открыть еще одного Своего угодника. В 1996 году в селе Меркушино было основано подворье Ново-Тихвинского женского монастыря, постепенно отреставрирован Свято-Симеоновский храм, в мае 2001 года совершена повторная закладка Михаило-Архангельской церкви на сохранившемся фундаменте.

А через год после закладки, 31 мая 2002 года, при проведении строительных работ у левого, Дмитриевского придела восстанавливаемого храма были обретены нетленные останки неизвестного священника. Как выяснилось впоследствии, он был убит выстрелом в голову. Здесь же было найдено небольшое Евангелие в металлическом окладе, напечатанное в Московской синодальной типографии в 1893 году. На первой странице стояла надпись: «4/V 1917 г., г. Пермь», «Свящ. Константин Богоявленский». В результате графологического исследования удалось установить, что запись сделана священником Константином Богоявленским. Тогда-то и начался сбор сведений, позволивших узнать об этом новом угоднике Божием.

Для проведения исследования были приглашены судебно-медицинские эксперты. Согласно их заключению, захоронение было сделано не менее сорока и не более восьмидесяти пяти лет назад, останки принадлежат священнику, убитому выстрелом в голову из пистолета системы «Маузер» или револьвера системы «Наган».

Мощи священномученика Константина Богоявленского были обретены, и уже через полтора месяца состоялась его канонизация в лике новомучеников на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 17 июля 2002 года.

Святый священномучениче Конастантине, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы