Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 27 февраля (14 февраля ст. стиль).
Наступил Великий пост.
Сегодня мы творим память: прп. Марона, пустынника Сирийского (IV). Свт. Авраамия, епископа Каррийского, и прп. Авксентия Вифинского (V). Равноап. Кирилла, учителя Словенского (IX). Прп. Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах подвизавшегося в XI веке. 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской лавры (XI).
Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его мч. Феодора, чудотворцев, в 1578 году.
Сщмч. Онисима (Пылаева), епископа Тульского, пострадавшего в 1937 году, и сщмч. Трифона Родонежского, диакона, убитого в 1938 году.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем священномученика Онисима (Пылаева), епископа Тульского. Он родился 5 сентября 1872 года в деревне Марково Белозерского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика Владимира Пылаева и в крещении был наречен Михаилом. В 1896 году юноша окончил Новгородскую духовную семинарию и стал служить псаломщиком в крепостной церкви в турецком городе Карсе.
В 1904 году он был рукоположен во иерея и назначен полковым священником. Когда началась война 1914 года, отец Михаил вместе с полком отправился на фронт и прошел со своей паствой – солдатами – всю войну. За это был возведен в сан протоиерея.
В январе 1918 года отец Михаил приехал в Нижний Новгород. Начиналась гражданская война, и его мобилизовали в Красную армию, где он был письмоводителем и казначеем. В 1919 году священник поступил на службу в военную губернскую коллегию в качестве управделами. В 1920 году протоиерей Михаил подал прошение Нижегородскому архиепископу Евдокиму (Мещерскому), в котором просил о назначении его священником Свято-Троицкой Верхне-Посадской церкви.
Во время возникновения в 1922 году обновленческого раскола, когда обновленцы проявили себя как активные противники православия, причем одним из центров раскола стал Нижний Новгород, в котором архиепископ Евдоким возглавил обновленчество, протоиерей Михаил стал энергичным противником раскола, чем вызвал немалую ненависть у обновленцев.
В декабре 1924 года некоторые священники Нижнего Новгорода решили собраться и обсудить вопросы защиты православной веры от нападок безбожников и раскольников. Дело довольно быстро дошло до секретного осведомителя ОГПУ, который 22 декабря сообщил, что в Нижнем Новгороде «организован кружок духовенства, имеющий своей целью изучение апологетической литературы на предмет опровержения состоятельности марксизма как учения и борьбы с атеизмом». С этого времени за участниками кружка было установлено наблюдение.
Священники собирались еще в январе и феврале 1925 года, на этих встречах присутствовал и митрополит Сергий (Страгородский). Был прочитан ряд лекций. Митрополит Сергий высказал пожелание, чтобы на основе этих лекций устроить курсы для духовенства. Вскоре все участники были арестованы сотрудниками ОГПУ и заключены в нижегородскую тюрьму. 27 марта все находящиеся под стражей, и в частности протоиерей Михаил Пылаев, были освобождены из тюрьмы под подписку о невыезде из Нижнего Новгорода.
28 марта 1925 года отец Михаил после пострижения в монашество с именем Онисим был хиротонисан во епископа. Хиротонию возглавил митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский). В марте 1926 года было закончено следствие и составлено обвинительное заключение, в котором указывалось, что «священник Пылаев... виновен в том, что, являясь руководителем тихоновщины в 1922 году и поэтому пользуясь популярностью среди тихоновщины за свою стойкость и верность этому течению... организовал нелегальный кружок духовенства. На его квартире было устроено первое собрание кружка...»
26 марта Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило владыку Онисима к лишению «права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных губерниях и Нижегородской губернии сроком на три года». Епископ избрал местом жительства Воткинск, расположенный относительно недалеко от Нижнего Новгорода, и 26 апреля 1926 года был назначен митрополитом Сергием (Страгородским) епископом Воткинским.
30 декабря 1927 года в доме секретаря епископа Онисима был произведен обыск, во время которого было найдено 16 номеров журнала «Вера и жизнь», издававшегося в Латвии. 4 февраля власти арестовали епископа Онисима, и он был заключен в тюрьму в городе Сарапуле и обвинен в «распространении нелегальной литературы контрреволюционного характера».
22 июня 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Онисима к трем годам заключения в Соловецком концлагере. Владыка прибыл туда в то время, когда там находилось более полутора десятка православных архиереев, множество священников и мирян. Перед окончанием срока заключения в лагере, 3 января 1931 года, епископ был приговорен к трем годам ссылки в Северный край, и из Соловков сразу же был направлен в Архангельск, где и поселился в качестве ссыльного. Он зарабатывал на жизнь работой в госфотографии.
За девять месяцев до окончания срока ссылки, 7 мая 1933 года, епископ Онисим направил митрополиту Сергию письмо, в котором он описывал свое тяжелое физическое состояние и болезни и просил исходатайствовать перед властями его досрочное освобождение «по старости и неспособности к труду». 25 мая это письмо попало к одному из начальников ОГПУ. 10 августа 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило досрочно освободить епископа. В том же году митрополит Сергий назначил епископа Онисима на Тульскую кафедру.
Владыка деятельно приступил к управлению Тульской епархией, однако уже 18 декабря 1935 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 16 апреля 1936 года епископ Онисим был приговорен к пяти годам ссылки в Северный край. Он был сослан в город Каргополь Архангельской области и поселился на его окраине в небольшом деревянном доме, в котором им была устроена домашняя церковь.
Недолго пришлось прожить епископу Онисиму в ссылке, поднялось очередное гонение на Церковь, и в Рождественский сочельник, 6 января 1938 года, он был арестован и заключен в тюрьму в Каргополе. 11 января следствие было закончено, и епископ был переведен в архангельскую тюрьму. 13 января тройка НКВД приговорила владыку к высшей мере наказания. Епископ Онисим (Пылаев) был расстрелян 27 февраля 1938 года в Архангельске и погребен в безвестной общей могиле.
Святый священномучениче Онисиме, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Православный на всю голову!». О религии и деньгах
Священное Писание: Апостол. Часть 124. Курс ведёт священник Константин Корепанов
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Преображение (Ставрополь). 23 апреля 2024
Православный маяк Черноморья (Сочи). 23 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!