27 августа. Пророк Михей

27 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 27 августа (14 августа по ст. стилю)

День воскресный.

Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы.

Завершение Успенского поста.

 

Сегодня творим память:

Пророка Михея (из числа 12 пророков), несшего свое служение в VIII в. до Р. Х.

Сщмч. Маркелла, епископа Апамейского (IV в.).

Прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского (XI в.).

Перенесение мощей прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского, в 1091 году.

Новомучеников и исповедников Российских XX века: сщмч. Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского, и с ним прмч. Матфея (Померанцева), архимандрита, и мч. Алексия Зверева; сщмчч. Владимира Цедринского, Владимира Смирнова и Николая Толгского, пресвитеров; прмч. Елевферия (Печенникова), схиархимандрита; прмцц. Евы (Павловой), игумении, Евдокии (Перевозниковой), монахини, и мч. Феодора Захарова; прписп. Александра (Уродова), архимандрита, преставившегося в 1961 году.

Празднуется собор Кемеровских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 31 августа).

Прославляются иконы Божией Матери: Нарвская и «Беседная».

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы поговорим о пророке Михее.

Его имя, с точки зрения еврейского языка, синоним имени Михаил, и переводится «Кто подобен Богу». Михей является автором одноименной пророческой книги – Книги пророка Михея, шестой из двенадцати книг пророков, именуемых в библеистике «малыми».

Происходил он из племени Иудова и был родом из города Морасф, к югу от Иерусалима, почему и называется Морасфитянином. Свое пророческое служение начал около 778 года до Рождества Христова и проходил его почти пятьдесят лет при царях Иудейских Иоафаме, Ахазе и благочестивом праведном Езекии.

Михей был современником пророков Осии и Исаии, но скорее был ближе к последнему. Общая картина Палестины на тот момент была такова: потомки двенадцати сынов Иакова разделились на два царства: одно называлось царством Иудейским – в состав его входили колена Иудово и Вениаминово, а столицей был Иерусалим; другое же называлось Израилевым и включало в себя остальные десять колен еврейского народа; столицей этого царства служила Самария.

В это время в иудейском обществе нарастало социальное неравенство, тесно связанное с возрастающей коррумпированностью власти. Обличения и предсказания пророка Михея относились как к Иудейскому, так и к Израильскому царствам. Как и провозглашал пророк, Господь Бог использовал Ассирию для наказания Своего грешного народа: ассирийский царь Салманассар разрушил Самарию в 722 году до Рождества Христова, а Иудея испытала на себе всю силу Божьего осуждения, когда ассирийский царь Сеннахирим прошел через предгорье западной части Иудеи до самых ворот Иерусалима.

В свою очередь проповедь пророка Михея привела к раскаянию Езекии и таким образом спасла Иерусалим. Когда Езекия раскаялся, Господь перестал гневаться на Иудею.

Святой пророк Михей стоит у истоков необычного для своего времени стремления «упростить» иудаизм до его этической сущности: О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих. 6, 8).

Ему же принадлежит пророчество о рождении Спасителя мира: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2).

Если говорить о самой Книге пророка Михея, то первая глава из семи начинается с общих обвинений и предсказания разорения Ассирией. Затем следует возвещение о Божественном Суде и символическое видение Бога, низвергающего Свое творение, звучат обвинения против столиц израильских: Бог наказывает Самарию разрушением, а Иуду ждет падение и пленение.

Во второй главе речь идет о конкретном обвинении в притеснении бедных и беззащитных: Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершают утром на рассвете, потому что есть в руке их сила! Пожелают полей и берут их силою, домов, – и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие. Посему так говорит Господь: вот, Я помышляю навести на этот род такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей, и не будете ходить выпрямившись; ибо это время злое. В тот день произнесут о вас притчу и будут плакать горьким плачем и говорить: «мы совершенно разорены! удел народа моего отдан другим; как возвратится ко мне! поля наши уже разделены иноплеменникам». Посему не будет у тебя никого, кто бросил бы жребий для измерения в собрании пред Господом. Не пророчествуйте, пророки; не пророчествуйте им, чтобы не постигло вас бесчестие (Мих. 2, 1–6).

Но, как часто бывает после предсказания бедствий, пророки делают оговорку, что Господь все-таки восстановит остаток Израиля.

В третьей главе святой пророк обличает князей, притесняющих народ, лжепророков и священников, из-за корысти пренебрегающих своим долгом. Вот какие страшные слова он изрекает: Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдою! Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом (Мих. 3, 9–12).

Вторая половина книги посвящена пророчествам о последних днях. Здесь и о Мессии, и о том, что Иерусалим будет разрушен и восстановлен и победит многие народы, и о том, что когда-то все народы соберутся в Иерусалим и наступит время мира и закона.

Завершает книгу гимн победы, полный надежд на исполнение Господом Богом Своих обетований. Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши (Мих. 7, 18–19).

Из слов другого пророка, Иеремии, в 26-й главе его книги видно, что иудеи побоялись убить пророка Михея, а о его кончине нам ничего не известно.

Святый пророче Михее, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать