Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 26 марта (13 марта по ст. стилю).
Сегодня суббота 2-ой недели Великого поста, которая именуется родительской, так как это день особого поминовения усопших. Совершается литургия святителя Иоанна Златоуста.
Сегодня память: мч. Сави́на Ермопольского (Египетского). Мчч. Африкана, Помпия (Публия) и Терентия; мч. Александра Пиднского; мц. Христины Персидской (III–IV). Перенесение мощей свт. Никифора исповедника, патриарха Константинопольского в 846 году. Прп. Анина Халкидонского, пресвитера.
Сщмчч. XX века Николая Попова, Григория Поспелова и Михаила Околовича, пресвитеров.
Прославляется икона Божией Матери Молдавская.
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня очень хочется рассказать об одном замечательном и любимом мною священномученике. Когда я впервые ознакомился с его житием, оно было очень кратко и сопровождалось только одной фотографией, но комиссия по канонизации не прекращает свою работу над житиями и уже прославленных святых. Однако, к сожалению, чтобы соблюсти временные рамки программы, современное житие священномученика Михаила Околовича придется очень сократить.
Родился будущий святой 15 октября 1888 года в городе Полоцке Витебской губернии в семье священника. В 1899 году Михаил окончил начальную школу и поступил в Полоцкое духовное училище. В 1904 году он поступил в Витебскую духовную семинарию, а по завершении обучения в ней – в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил по первому разряду в 1914 году. В 1913 году познакомился со студенткой Бестужевских курсов Марией Максимовной Мастрюкович, и в 1914 году Михаил Федорович и Мария Максимовна обвенчались. 30 сентября того же года Учебный комитет при Святейшем Синоде постановил назначить на должность законоучителя и инспектора Иркутского духовного училища «Михаила Околовича, с принятием им священного сана».
23 ноября 1914 года Михаил Федорович был рукоположен во священника к училищному храму. В июне 1917 года отец Михаил был избран членом Иркутского епархиального училищного совета. В том же году на собрании духовенства и мирян Иркутской епархии отец Михаил был избран делегатом на Всероссийский Поместный церковный собор. В 1918 году после прихода к власти безбожников духовное училище было закрыто и отец Михаил был назначен служить священником в Крестовоздвиженскую церковь в Иркутске. К этому времени он стал одним из наиболее известных и уважаемых пастырей города: его полюбили за истовое благоговейное служение, глубокую, сердечную проповедь, сострадание к людям, готовность всегда прийти на помощь. Из-за популярности священника Иркутская ЧК установила за ним постоянное наблюдение.
В феврале 1921 года сотрудники ЧК произвели на чердаке Крестовоздвиженского храма обыск и нашли патроны, порох и одну гранату. Отец Михаил и сторож храма были обвинены в хранении оружия. Обвиняемые отказались признать себя виновными. 26 мая 1921 года состоялось заседание Революционного трибунала, который не смог доказать виновность священника и сторожа, и вскоре обвиняемые были освобождены. Отец Михаил вернулся служить в Крестовоздвиженский храм.
Епархия переживала тяжелое время, так как церковную власть при поддержке безбожных властей пытались захватить обновленцы, и отец Михаил решением духовенства Иркутской епархии был направлен в Москву к Патриарху.
Осенью 1924 года Иркутск посетил один из основателей обновленчества, сложивший с себя сан священника – Калиновский. Для участия в диспуте с ним были приглашены епископ Нижнеудинский Кирилл (Соколов), многие известные священники Иркутска, и в частности отец Михаил Околович. Первым выступил Калиновский, который сделал доклад в стиле типичной советской атеистической пропаганды. В ответ выступил отец Михаил Околович. Осенив себя крестным знамением, он сказал, что говорить с людьми, которые всецело разделяют взгляд Калиновского нелегко, и он просит об одном – спокойно выслушать его, и если сердце хотя бы одного из присутствующих выслушает со вниманием слова о бытии Божием, то он будет вознагражден.
«Калиновский, говоря о Боге, не доказал, можно ли познать Его эмпирически, то есть постигнуть умом, увидеть глазами, осязать руками, и ему этого никогда не доказать, потому что наука имеет известный предел, далее которого проникнуть она бессильна. Но эта область непостижимого внешним опытом постигается внутренним чувством человека. Человек сердцем входит в общение с Богом и здесь познает и постигает Его. Мы верим в существующее, вы – в несуществующее, наша вера положительная, ваша – отрицательная, наша вера разумная, ваша – безумная. Мы верим, что в мире все совершается от разных причин, а вы все приписываете случаю. А поэтому мы к логике, к разуму зовем вас».
Отца Михаила в те годы неоднократно вызывали в ОГПУ, предлагали снять сан, поменять деятельность священника на деятельность педагога, предлагали стать осведомителем, поддержать обновленцев, обещая высокое положение в обновленческой иерархии, но все эти предложения священник категорически отверг; тогда власти приняли решение его арестовать. Незадолго до ареста отец Михаил был возведен в сан протоиерея.
17 февраля 1925 года отец Михаил вместе с некоторыми другими выдающимися пастырями города был арестован и заключен в иркутскую тюрьму. Один из сотрудников ОГПУ после обыска в квартире священника написал в своем рапорте: «Околович, судя по его разговору и по книгам, имеющимся у него, поп не простой, а современный, просвещенный. Так у него, кроме книг религиозно-нравственного, духовного содержания и беллетристики, есть немало книг по философии, социологии…»
Дело было отправлено в Москву на изучение сотрудников 6-го отделения секретного отдела ОГПУ, которые рекомендовали заключить священников на три года в лагерь. 13 ноября 1925 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священников, и среди них протоиерея Михаила, к трем годам заключения в Вишерское отделение Соловецких лагерей. Поскольку по окончании срока заключения ему было запрещено жить в Иркутске, отец Михаил поселился в Минусинске, куда прибыл в июне 1928 года. Сюда к нему приехала жена. Служить в храме власти ему запретили, на светскую работу не принимали как священника, и он пел в храме на клиросе, а жили тем, что продавали последние остававшиеся у них вещи.
26 февраля 1933 года протоиерей Михаил был снова арестован, а 10 июня приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Он был отправлен в 4-е отделение Дальлага, в лагпункт Балынь, заключенные которого занимались строительством города Комсомольска-на-Амуре.
В 1937–1938 годах началось новое гонение на духовенство, коснувшееся и тех, кто находился в тюрьмах и концлагерях. 26 марта 1938 года тройка НКВД приговорила отца Михаила к расстрелу. Протоиерей Михаил Околович был расстрелян в тот же день, 26 марта, и погребен в общей безвестной могиле.
Священномучениче Михаиле, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!