26 июля. Архангел Гавриил

26 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 26 июля (13 июля по ст. стилю)

День постный.

 

Сегодня мы празднуем Собор Архангела Гавриила, а также память:

Свт. Иулиана, епископа Кеноманийского (I в.)

Мчч. Серапиона и Маркиана Иконийского (II–III вв.).

Прп. Стефана Савваита, подвижника (VIII в.).

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы говорим об ангельских силах, и особенно об Архангеле Гаврииле. Имя этого архангела происходит от еврейского языка и означает «муж Божий» или «сила Божия». Он является одним из архангелов, составляющих восьмой чин ангельских сил. Откуда мы о нем знаем?

В первую очередь, конечно же, из Евангелия. Согласно Евангелию от Луки, Архангел Гавриил возвестил о предстоящем рождении святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя его отцу, праведному Захарии, а некоторое время спустя сообщил Пресвятой Деве Марии о Ее зачатии от Святого Духа и будущем рождении Спасителя нашего Иисуса Христа. Архангел Гавриил, как и Архангел Михаил, назван в Новом Завете по имени. Евангелист Лука передает прямую речь Архангела так: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом».

В Ветхом Завете Архангел Гавриил упоминается в Книге пророка Даниила как ангел эсхатологического откровения.

На иконах святой Архангел Гавриил изображается в виде юноши, с крыльями и нимбом. Исключение составляют лишь самые ранние изображения в катакомбной живописи, где Гавриил представлен в греческой одежде – тунике и плаще, без крыльев и нимба. В зависимости от сюжета в руках у Архангела Гавриила могут быть сфера-зеркало, жезл, ветвь или свиток. Говоря о изображениях крылатых ангелов, любопытно, что они восходят только лишь к V веку, ведь крылья – это лишь символ, символ стремительности ангелов в исполнении воли Божией. Ни в одном месте Священного Писания мы не найдем, чтобы ангелы описывались как юноши с крыльями. В Библии они обычно предстают либо как сияющие молодые мужчины, либо просто как люди.

Братья и сестры, духовная слепота, которой люди поражены по причине греховности человеческой природы, не только скрывает от нас духовную реальность видимым образом, но и лишает нас осознания таких вещей, которые, казалось бы, являются общепринятыми и очевидными. Все мы знаем, и даже почти совсем неверующие люди признают, что есть мир ангельский и что у каждого человека есть свой Ангел Хранитель. Знание есть, а осознания нет. А ведь ангелы – существа очень могущественные по своей природе, и основное их свойство – это полное следование благой и совершенной воле Господа.

Возникает вполне правомерный вопрос, почему же с нами происходят беды, неудачи, раз у нас у каждого есть такой могучий помощник? Ответ мы найдем в литургике. Давайте обратимся к ходу нашего православного богослужения. На каждой службе дьякон произносит просительную ектенью. Рассмотрим, в каком порядке Святая Церковь выстроила эти прошения.

Сперва мы испрашиваем благословения на грядущий день или вечер. «Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим». И уже в следующем прошении мы обращаемся к Господу с просьбой о нашем ангеле. «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим». Заметим, что сперва наставника, а потом уже хранителя. И сперва хранителя душ, а потом уже телес. Наши ангелы заботятся о спасении наших душ, в первую очередь. Телесное здоровье, материальное благополучие и прочие вещественные аспекты земной жизни ангелов не очень-то интересуют, если об этом нет особого Божественного указания.

К тому же ангелам света противостоят духи злобы, ангелы, падшие еще на заре мироздания, до сотворения нашей земли. И когда мы грешим, то есть отходим от соблюдения заповедей и исполнения Божественной воли, то наш Ангел Хранитель теряет возможность в полной мере участвовать в нашей жизни, ведь он не может нарушать свободную волю человека. Вот почему испросив у Господа «ангела мирна», в следующем прошении ектении Святая Церковь просит о «прощении и оставлении грехов и прегрешений наших».

А потом мы молимся такими словами: «Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим». Часто на службе мы пропускаем эти слова мимо ушей, но в них скрывается очень неприятная для многих истина. Доброе и полезное душам нашим чаще всего то, что не очень-то доброе и полезное нашим телам. Пост – приносит пользу телу. Болезни смиряют наш дух. Потери учат нас не привязываться к вещественному. В том числе и обо всем этом – добром и полезном душам нашим – мы молимся на каждом богослужении. В этом же прошении полагается и предел возможным смиряющим нас факторам. Мы просим мира этому миру, потому как война губит людей без покаяния, а это уже и не добро, и не полезно.

Но помимо богослужения в храме мы обращаемся к своим Ангелам Хранителям дома, каждое утро и каждый вечер, в молитвенном правиле. В утреннем правиле молитва 9-я, а в вечернем 11-я посвящены Ангелу Хранителю. На что же обратить внимание в этих молитвах?

Утром мы молимся Ангелу Хранителю, чтобы он не отступил от нас за невоздержание наше и не дал лукавому демону возможности обладать нами. Раз эти слова есть в древней молитве, значит это реальность, значит действительно за наше невоздержание Ангел может нас покинуть, и тогда, по апостолу Павлу, мы бываем «преданы сатане». А вечером мы просим своего Хранителя показать нас достойными благости и милости Всесвятой Троицы и Матери Господа нашего Иисуса Христа и всех святых. Вот еще одна функция нашего Ангела Хранителя – он наш адвокат. Он старается нас оправдать перед Господом, перед Богородицей, перед всеми святыми.

Как мы бываем забывчивы и ленивы на молитву! А наш Ангел Хранитель в это время молится за нас, просит прощения за нас перед Богом и невидимыми силами, в том числе перед Ангелами Хранителями тех людей, которых мы обидели, или кому не помогли в должной мере.

Братья и сестры, будем прочитывать молитвы нашим Ангелам Хранителям со вниманием, ведь они выполняют за нас такой труд. Будем им благодарны.

Святии архангели и ангели и вся Небесныя воинства, молите Бога о нас, грешных!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы