Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня мы совершаем отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
А также память: сщмч. Феодора Александрийского, епископа; сщмч. Корнута, епископа Никомидийского III века. Сщмч. Автонома Италийского, епископа III-IV веков; сщмч. Иулиана Галатийского, пресвитера, и с ним 40 мучеников, пострадавших в IV веке. Прп. Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца XIV столетия. Прп. Вассиана Тиксненского, подвижника XVI–XVII веков.
Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского в 1704 году.
Сщмчч. ХХ века: Феодора Лебедева, Иоанна Прудентова, Николая Житова, пресвитеров; блж. мч. Алексия (Ворошина), Елнатского.
Прославляется Боянская (Бояновская) икона Божией Матери:
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы знакомимся с подвижником XIV века. Преподобный Афанасий Серпуховский, в миру Андрей, родился в Обонежской пятине в семье священника Авксентия и его супруги Марии. Смолоду склонный к молитвенному самоуглублению и отвержению от мира он искал достойного наставника в иноческом делании. В это время слава о подвигах преподобного Сергия Радонежского распространилась уже по всей Руси, и к нему направил свои стопы в поисках духовного совершенства юноша Андрей из дальних новгородских пределов.
Андрей, нареченный в иночестве Афанасием в честь святого Афанасия Великого (ученика и описателя жития аввы Антония Великого, начальника египетского монашества), стал достойным учеником великого игумена Сергия, отца и учителя русского монашества. Ученики преподобного Сергия кроме обычных иноческих послушаний получали благословение на особенные церковные служения. Излюбленным послушанием, которое возложил на себя Афанасий, было книгописание.
В 1374 году, когда серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый, сподвижник Димитрия Донского, обратился к преподобному Сергию с просьбой основать монастырь в его вотчине, святой Сергий пришел в Серпухов со своим любимым учеником Афанасием и, заложив обитель Зачатия Пресвятой Богородицы, благословил преподобного Афанасия быть его строителем, а затем игуменом. Отец Афанасий ревностно принялся за благоустроение вверенного ему монастыря. Обитель была воздвигнута возле города Серпухова, на высоком берегу реки Нары. Поэтому ее называли «обителью на Высоком» или Высоцкой. Отсюда и прозвание, с которым вошел в историю Русской Церкви ее основатель и первый игумен – преподобный Афанасий Высоцкий. Многие русские подвижники прошли здесь, «на Высоком», высокую школу иночества.
По учению преподобного Афанасия, сохраненному для нас Епифанием Премудрым, быть иноком – нелегкое дело. «Обязанность инока в том состоит, чтобы бдеть в молитве и в божественном поучении до полунощи, а иногда и всю ночь; ничего не есть, кроме хлеба и воды, и то с умеренностью; масла же и вина вовсе не употреблять». По словам угодника Божия, многие приходили к нему в «обитель на Высоком», «но потом обленились и, не стерпев трудности постнического воздержания, убежали». Тем выше было иноческое достоинство оставшихся со святым учителем подвижников. Потому-то в обитель к своему ученику и спостнику Афанасию преподобный Сергий Радонежский направил для пострижения и наставления в иноческом подвиге своего будущего преемника, преподобного Никона.
В 1378 году после кончины святителя Алексия, митрополита Московского, в столицу прибыл новый митрополит – святитель Киприан. Но великий князь Димитрий Донской, который хотел поставить митрополитом своего духовника и сподвижника Михаила (Митяя), не принял митрополита Киприана и выгнал его из Москвы. Святитель оказался в трудном положении. Но он нашел поддержку и сочувствие у столпов русского иночества – преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого. Они с самого начала видели каноническую правоту митрополита в его споре с великим князем и поддерживали его в длительной борьбе за восстановление канонического порядка и единства в Русской Церкви. Святителю Киприану пришлось в эти годы несколько раз ездить к константинопольскому патриарху для участия в соборных решениях по управлению Русской Церковью. В одну из этих поездок по благословению святого Сергия отправился в Константинополь с митрополитом и его друг –преподобный Афанасий Высоцкий, оставив игуменом в обители своего ученика – преподобного Афанасия Младшего.
В Константинополе подвижник Афанасий поселился в обители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, где приобрел себе келью и жил с несколькими пришедшими с ним учениками, занимаясь молитвой, богословием, переписыванием книг. Около двадцати лет прожил преподобный в столице тогдашней церковной образованности в неустанных трудах по переводу книг с греческого языка на русский и переписыванию церковных книг, которые он отправлял затем на родину.
Между книгописной мастерской преподобного Афанасия в Константинополе и каллиграфической и иконописной школой Высоцкого монастыря в Серпухове установилась постоянная творческая связь. Неслучайно именно в Высоцкую обитель преподобный игумен Никон направил будущего великого иконописца преподобного Андрея Рублева, как когда-то святой Сергий направил его самого в ту же обитель. Живя в Константинополе, святой Афанасий продолжал трудиться для Русской Церкви, для своей родины. В одну только Высоцкую обитель им было прислано десять икон лучшего греческого письма. Им и его учениками были переведены на славянский язык и переписаны «четыре сотницы глав» преподобного Максима Исповедника, главы Марка о церковных службах, слова преподобного Симеона Нового Богослова. В 1401 году, уже перед самой кончиной, старец переписал, а возможно, и сам перевел церковный Устав, распространившийся в Русской Православной Церкви под названием «Око церковное».
Преподобный скончался в Константинополе в глубокой старости в 1401 году.
Преподобне отче Афанасие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!