Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В этот день Святая Церковь совершает память: мц. III века Домники. Мчч. самого начала IV века: Прова, Тараха и Андроника; свт. Мартина Милостивого, епископа Турского IV века.
Прп. Космы, епископа Маиумского, творца канонов VIII века. Прп. Амфилохия Глушицкого, игумена XV века.
Вспоминается перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десницы Иоанна Крестителя в 1799 году.
Память святых ХХ века: сщисп. Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского; исп. Иоанна Летникова; прмч. Лаврентия (Левченко), иеромонаха; сщмч. Александра Поздеевского, пресвитера.
Прославляются иконы Божией Матери: Рудненская, Мохнатинская, Калужская, «Одигитрия» Ярославская, Германовская и Иерусалимская.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы продолжим тему Оптиной пустыни и мысленно перенесемся в первую половину ХХ века, эпоху гонений, в то время, когда обитель закрывалась на период безбожного лихолетья.
Преподобномученик Лаврентий родился 26 апреля 1893 года в селе Николаевском Курьинской волости Змеиногорского уезда Томской губернии в семье крестьян Ивана Леонтьевича и Акилины Федоровны Левченко и в крещении был наречен Стефаном. Кроме него в семье были старшие дочери Ксения, Евфросиния и Мария.
В 1891 году в Шамординский монастырь в Калужской губернии поступила сестра Стефана Ксения, через четыре года в Шамордино отправилась сестра Евфросиния, а в 1909 году – сестра Мария. В 1910 году в монастыри поступили отец и мать Стефана, мать – к дочерям в Шамордино, а отец – в Оптину пустынь; вместе с отцом пришел в монастырь и семнадцатилетний Стефан.
В Оптиной пустыни Стефан был пострижен в монашество с именем Лаврентий, рукоположен во иеродиакона и возведен в сан архидиакона. После закрытия монастыря безбожниками в 1923 году архидиакон Лаврентий поселился в Козельске в домике, в котором собрались его отец, мать и сестры – все монашествующие, к ним присоединились некоторые из оптинской братии, и получилась небольшая обитель. Зарабатывали они тем, что давала кустарная мастерская по изготовлению валяной обуви, которая была устроена в их доме.
После того как в Казанском храме Оптиной пустыни прекратились службы, монахи перешли служить в Георгиевский храм в Козельске, где настоятелем стал иеромонах Макарий (Чиликин); здесь и начал служить архидиакон Лаврентий. Сюда потянулись православные русские люди, всегда ценившие монастырскую службу как наиболее молитвенную. По большим праздникам в Георгиевский храм приходил служить настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий (Бобраков) и иноки, поселившиеся в близлежащих деревнях, и в эти дни пели на два клироса.
Впоследствии прихожане храма села Ивановского, расположенного неподалеку от Козельска, стали просить архиепископа Калужского Сильвестра (Братановского) рукоположить полюбившегося им благочестивого архидиакона во иеромонаха, и архиепископ исполнил их просьбу. В Ивановское к отцу Лаврентию переехали монахини-сестры, они помогали по храму и зарабатывали на жизнь рукоделием.
Иеромонах Лаврентий ходил по деревням, общался с крестьянами и, будучи человеком мастеровым, часто был привлекаем к ремонту молотильных машин: технику колхозу дали, а мастеров тогда еще не подготовили.
В 1935 году сотрудники НКВД принялись собирать об иеромонахе Лаврентии (Левченко) сведения на предмет его ареста. С этой целью осведомителям было дано задание заводить об отце Лаврентии беседы, чтобы получить о нем такого рода сведения, чтобы обвинить его в контрреволюционной деятельности и арестовать. Из общения осведомителя с некоторыми верующими выяснялось, что иеромонах Лаврентий пользуется большим авторитетом среди православных. От других же верующих осведомитель узнал, что батюшка держится очень осторожно, незаметно и старается быть полезным не только для православного общества, но и для новосозданных колхозов: когда там ломается что-то из техники, то идут к нему, а он помогает безотказно. Но большей частью старается молчать, чтобы не обнаружить своего мнения.
В апреле 1936 года сотрудники Козельского отделения НКВД допросили нескольких жителей из прихода села Ивановское, требуя, чтобы они дали компрометирующие показания о священнике, дабы, не раскрывая имен осведомителей, получить материалы для его ареста и осуждения. Но свидетели дали показания столь путанные, что арест иеромонаха Лаврентия был тогда отложен. Однако в конце лета 1937 года начались массовые аресты, и тогда протоколы допросов были извлечены как доказательные для обвинения священника.
В первых числах сентября соседка отца Лаврентия сообщила ему, что арестован священник соседнего прихода, и отец Лаврентий стал собирать вместе с сестрой вещи, которые могли бы ему понадобиться в тюрьме. Иеромонах был арестован 6 сентября 1937 года и заключен в камеру предварительного заключения при козельской милиции. В тот же день отца Лаврентия допросил начальник Козельского районного отделения НКВД. 22 сентября 1937 года он составил обвинительное заключение и направил его на решение тройки, добавив от себя, чтобы дело иеромонаха Лаврентия было рассмотрено по первой категории, иначе говоря, чтобы он был приговорен к расстрелу.
5-6 октября 1937 года состоялось заседание тройки НКВД, и отец Лаврентий был приговорен к высшей мере наказания. Иеромонах Лаврентий (Левченко) был расстрелян 25 октября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.
Преподобномучениче Лаврентие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 19 апреля
День ангела. 19 апреля
Церковный календарь 19 апреля. Преподобная Платонида Сирская
Евангелие 19 апреля. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине
Читаем Апостол. 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!