25 октября. Преподобномученик Лаврентий (Левченко)

25 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 25 октября (12 октября ст. стиль).

 

В этот день Святая Церковь совершает память: мц. III века Домники. Мчч. самого начала IV века: Прова, Тараха и Андроника; свт. Мартина Милостивого, епископа Турского IV века.

Прп. Космы, епископа Маиумского, творца канонов VIII века. Прп. Амфилохия Глушицкого, игумена XV века.

Вспоминается перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десницы Иоанна Крестителя в 1799 году.

Память святых ХХ века: сщисп. Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского; исп. Иоанна Летникова; прмч. Лаврентия (Левченко), иеромонаха; сщмч. Александра Поздеевского, пресвитера.

Прославляются иконы Божией Матери: Рудненская, Мохнатинская, Калужская, «Одигитрия» Ярославская, Германовская и Иерусалимская.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы продолжим тему Оптиной пустыни и мысленно перенесемся в первую половину ХХ века, эпоху гонений, в то время, когда обитель закрывалась на период безбожного лихолетья.

Преподобномученик Лаврентий родился 26 апреля 1893 года в селе Николаевском Курьинской волости Змеиногорского уезда Томской губернии в семье крестьян Ивана Леонтьевича и Акилины Федоровны Левченко и в крещении был наречен Стефаном. Кроме него в семье были старшие дочери Ксения, Евфросиния и Мария.

В 1891 году в Шамординский монастырь в Калужской губернии поступила сестра Стефана Ксения, через четыре года в Шамордино отправилась сестра Евфросиния, а в 1909 году – сестра Мария. В 1910 году в монастыри поступили отец и мать Стефана, мать – к дочерям в Шамордино, а отец – в Оптину пустынь; вместе с отцом пришел в монастырь и семнадцатилетний Стефан.

В Оптиной пустыни Стефан был пострижен в монашество с именем Лаврентий, рукоположен во иеродиакона и возведен в сан архидиакона. После закрытия монастыря безбожниками в 1923 году архидиакон Лаврентий поселился в Козельске в домике, в котором собрались его отец, мать и сестры – все монашествующие, к ним присоединились некоторые из оптинской братии, и получилась небольшая обитель. Зарабатывали они тем, что давала кустарная мастерская по изготовлению валяной обуви, которая была устроена в их доме.

После того как в Казанском храме Оптиной пустыни прекратились службы, монахи перешли служить в Георгиевский храм в Козельске, где настоятелем стал иеромонах Макарий (Чиликин); здесь и начал служить архидиакон Лаврентий. Сюда потянулись православные русские люди, всегда ценившие монастырскую службу как наиболее молитвенную. По большим праздникам в Георгиевский храм приходил служить настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий (Бобраков) и иноки, поселившиеся в близлежащих деревнях, и в эти дни пели на два клироса.

Впоследствии прихожане храма села Ивановского, расположенного неподалеку от Козельска, стали просить архиепископа Калужского Сильвестра (Братановского) рукоположить полюбившегося им благочестивого архидиакона во иеромонаха, и архиепископ исполнил их просьбу. В Ивановское к отцу Лаврентию переехали монахини-сестры, они помогали по храму и зарабатывали на жизнь рукоделием.

Иеромонах Лаврентий ходил по деревням, общался с крестьянами и, будучи человеком мастеровым, часто был привлекаем к ремонту молотильных машин: технику колхозу дали, а мастеров тогда еще не подготовили.

В 1935 году сотрудники НКВД принялись собирать об иеромонахе Лаврентии (Левченко) сведения на предмет его ареста. С этой целью осведомителям было дано задание заводить об отце Лаврентии беседы, чтобы получить о нем такого рода сведения, чтобы обвинить его в контрреволюционной деятельности и арестовать. Из общения осведомителя с некоторыми верующими выяснялось, что иеромонах Лаврентий пользуется большим авторитетом среди православных. От других же верующих осведомитель узнал, что батюшка держится очень осторожно, незаметно и старается быть полезным не только для православного общества, но и для новосозданных колхозов: когда там ломается что-то из техники, то идут к нему, а он помогает безотказно. Но большей частью старается молчать, чтобы не обнаружить своего мнения.

В апреле 1936 года сотрудники Козельского отделения НКВД допросили нескольких жителей из прихода села Ивановское, требуя, чтобы они дали компрометирующие показания о священнике, дабы, не раскрывая имен осведомителей, получить материалы для его ареста и осуждения. Но свидетели дали показания столь путанные, что арест иеромонаха Лаврентия был тогда отложен. Однако в конце лета 1937 года начались массовые аресты, и тогда протоколы допросов были извлечены как доказательные для обвинения священника.

В первых числах сентября соседка отца Лаврентия сообщила ему, что арестован священник соседнего прихода, и отец Лаврентий стал собирать вместе с сестрой вещи, которые могли бы ему понадобиться в тюрьме. Иеромонах был арестован 6 сентября 1937 года и заключен в камеру предварительного заключения при козельской милиции. В тот же день отца Лаврентия допросил начальник Козельского районного отделения НКВД. 22 сентября 1937 года он составил обвинительное заключение и направил его на решение тройки, добавив от себя, чтобы дело иеромонаха Лаврентия было рассмотрено по первой категории, иначе говоря, чтобы он был приговорен к расстрелу.

5-6 октября 1937 года состоялось заседание тройки НКВД, и отец Лаврентий был приговорен к высшей мере наказания. Иеромонах Лаврентий (Левченко) был расстрелян 25 октября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

Преподобномучениче Лаврентие, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать